четверг, 2 августа 2012 г.

Говорить или не говорить.

Немного о том, как именно разговаривать, чтобы понимать своего ребенка и чтобы ребенок понимал Вас.

Используйте ты обороты, чтобы отразить идеи и чувства ребёнка.

«Ты - послания» носят описательный характер. Следует их различать от «ты-высказываний», которые носят обвинительный характер. «Ты –послания» могут  описывать чувства ребёнка, которые сам он понять или сказать еще не может или не умеет. Такие обороты речи побуждают его к самовыражению.

Примеры:

- Ты грустишь, потому что...

- Ты расстроился, потому что…

- Ты разозлилась, потому что Женя не разрешила тебе поиграть со своей новой куклой.

Это пример «Ты-высказываний», несущих описательный характер.

- Ну что ты, как….

- Видишь как ты ведешь себя?

- Снова ты….

Это обороты речи, которые носят обвинительный характер.

Следует отметить, что обозначив чувства ребенка, необходимо понимать, что плохих или хороших чувств не бывает. Они просто есть.

Когда детям позволяется свободно выражать отрицательные чувства, они исчезают как по волшебству. Подавление этих чувств имеет саморазрушающие последствия. Они не исчезают и могут привести к самоненависти, головным болям, язве и насильственным действиям.

Еще раз напомню, в общении неодобрению подвергаются действия, но эмоции не могут порицаться. Они просто есть и их по-возможности отмечают и признают.

Говорите чаще делай, чем не делай.

Скажите ребёнку, что ему делать вместо того, чтобы говорить чего ему не следует делать. Использовать слова делай чаще, чем не делай трудно, особенно если у взрослых уже есть привычка повторять нет. Очень сложно ломать старые привычки. Использование слова «да» вместо «нет», требует больше фантазии и практики. Однако улучшение ваших взаимоотношений с ребёнком сделает ваши усилия стоящими. Разговаривайте с детьми так, как бы вы говорили с друзьями. Если бы взрослые общались со своими детьми с таким же вниманием, как со своими друзьями, они бы смогли действительно эффективно общаться и двигаться в направлении прекрасных взаимоотношений.

Слушайте внимательно.

Избавьтесь от того, что вам мешает, и обратите внимание на то, что говорит ребёнок. Временами, может быть, взрослым придётся отложить свои дела, и послушать то, что говорит малыш. Сложновато управляться с пылесосом, готовить ужин, читать газету и, в то же самое время уделять достаточно внимания тому, что он пытается сказать.

Не притворяйтесь, что вы слушаете, когда это не так. Если вы заняты - говорите по телефону или принимаете гостей - скажите ребёнку: «Сейчас я занят, давай поговорим об этом позже». Потом обязательно доведите дело до конца.

Не указывайте, а разговаривайте с детьми.

Наши дети не подчиненные, указания – это не тот стиль, который может помочь построить взаимопонимание. Разговор с ребёнком свысока это одностороннее общение. С детьми же мы беседуем, это двусторонний процесс, когда вы говорите что-то ему и затем слушаете то, что хотел бы сказать он. Формирование привычки разговаривать с детьми вместо приёма «свысока» отдать приказ, поможет вам особенно тогда, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста.

Используйте «я обороты» для передачи ваших мыслей и чувств

«Я обороты» - это утверждение факта. Они дают ребёнку понять, как его поведение влияет на чувства взрослых. Часто дети не знают, как их поступки действуют на других. Об этом им хорошо рассказывать. Ты – обороты, как уже говорилось выше, часто носят обвинительный характер (Смотри, как ты меня расстроил). В то же время Я – оборот помогает только показать, что происходит (Сейчас я расстроен(а)).  

Привлекайте внимание ребёнка до начала разговора с ним

Дети могут концентрироваться только на одном предмете в один момент времени. Обращайтесь к ребенку по имени, и дайте ему время перевести своё внимание на вас до того, как начнёте что-то говорить. В противном случае Малыш Вас может просто не услышать.

Выражайте важные просьбы твёрдо.

Говорите о том, что вы имеете это в виду, и дайте ребёнку причину, почему он должен сделать что-то именно в определенное время. Просьба, выраженная несерьезно, даёт ребёнку повод думать, что вам не так важно, исполнит он вашу просьбу или нет.

Формулируй свои просьбы просто.

Маленьким детям трудно помнить о нескольких указаниях одновременно. Помните, когда вы спрашивали, как найти что-то в незнакомом городе? Возможно, вы были смущены, когда вам сказали пройти шесть кварталов, повернуть налево и пройти мимо серого, покрытого шифером здания, повернуть направо около третьего светофора, пройти на юг и обойти вокруг здания суда. Трёхлетняя Саша будет также смущена, когда вы скажете: «Иди в свою комнату и повесь свою одежду, но сначала подбери игрушки и выведи собаку на улицу». Вероятно, Саша и собака исчезнут за дверью, потому что выведи собаку на улицу - это всё, что Саша запомнила.

Говорите детям: « Спасибо, пожалуйста и не стоит благодарности».

Дети заслуживают вежливости, которую взрослые проявляют по отношению друг к другу. И дети учатся, имитируя речь и поведение взрослых. Пусть они учатся говорить спасибо и пожалуйста, имитируя вас.

Общайтесь на уровне глаз

Контакт глаз улучшает общение. В разговоре с маленькими детьми, возможно, будет необходимо опуститься на их уровень или сесть за стол вместе с ними. Взрослые не всегда осознают, как их рост влияет на маленьких детей. Как бы вы себя чувствовали, если бы гигант под три метра грозил вам пальцем, свирепо смотря на вас сверху?

Старайтесь внимательно слушать Вашего малыша, и за время рассказа ограничьте себя, если чувствуете, что хочется поругать., когда они рассказывают свои истории.

Используйте чаще ласковые и добрые слова по отношению к детям, недобрые слова носят разрушительный характер. Избегайте подобных выражений:

Высмеивание: Ты ведёшь себя как маленький.

Пристыжение: Мне за тебя стыдно.

Обзывание: Ты негодный мальчишка.

Недобрые слова, высказанные необдуманно, без учёта их эффекта, приводят к тому, что ребёнок чувствует себя нелюбимым. Они разочаровывают ребёнка и занижают его самооценку. И тем более, недобрые слова не помогают. Они только ухудшают положение.

Используйте добрые слова, чтобы воодушевить и поддержать малыша

Добрые слова приносят счастливые плоды! Они придают ребёнку больше уверенности в себе, помогают ему лучше себя вести, усерднее стараться, достигать большего. Они выражают любовь и уважение, создают атмосферу, в которой проблемы могут обсуждаться открыто, а понимание достигается легко.

Примеры добрых слов:

- Спасибо, что помогла мне вытереть пыль со стола.

- Ты проделал хорошую работу, помыв посуду.

- Это делает меня действительно счастливым.

- Я тебя люблю!

- Я горжусь тобой, сегодня ты сделал…

 Важность хорошего общения.

Хорошее общение помогает детям развивать уверенность в себе, чувство достоинства, и хорошие отношения с другими. Это делает жизнь рядом с ними более приятной и помогает им испытывать хорошие чувства насчёт себя и других. Помните, любовь никогда не подводит!

Удачи Вам уважаемые родители, любите своих детей.


Добро пожаловать на тренинг "Родительский университет. Практика".

Другие статьи по теме


Автор психолог Наталья Беляева. скайп - Nattanial, майл - Nattanial@mail.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий