вторник, 31 января 2012 г.

Как быть с агрессией в семье?

Агрессия.  Это такое социально неприемлемое чувство и действия. Ну что же делать с агрессией? Ведь она присуща всем.

Сегодня хочется поговорить о детях. О детях и отношениях их с родителями, как это происходит дома. Как разные детки в семье переживают агрессию, или как ребенок один на один с родителем, или если он вообще один в семье.

Для понимания размещения агрессии и построении отношений в семье можно использовать следующую арт-терапевтическую методику. Смысл методики в том, что родитель садится и рисует с ребенком три рисунка.

Первый и третий рисунок необходимо рисовать на одном листе и молча, без разговоров, только с установкой: «Сейчас мы порисуем на одном листе».

Второй рисунок - тот, что рисуется между этими молчаливыми событиями – это рисунок «Войнушка». Лист делится на две части, рисуется оружие, и давай пулять друг в друга.

Итак, агрессия присуща всем. Давайте смотреть. Это  работа участника тренинга. Помните, что мыслить надо вне оценок. Это так как есть. Все мы люди, просто у всех по-разному. Просто смотрите, как это возможно у Вас. Думайте, что хотите корректировать, если хотите.


Посмотрите, и рассказ ( уж простите, не приведу Вам его содержание) и сам рисунок говорит о некоторой эмоциональной дистанции мамы и ребенка. Лист делится пополам без инструкции. 

Ребенок рисует сам по себе строго на своей половине, а мама на своей. Никто ни к кому не присоединяется.

Уровень агрессии в "Войнушке" велик. Ребенку не хватило со слов мамы одного листа, им пришлось взять еще один. 

В этих рисунках наиболее активен ребенок. То есть, уровень внутренней агрессии - высок. 

Последний рисунок говорит о том, что ребенку удалось выплеснуть эмоцию, и несмотря на разделение листа, малыш пытается присоединиться к маме.

Как он это делает? Очень интересное творческое приспособление у этого малыша. 

Дети меня этим восхищают. Ребенок зеркально пытается нарисовать то, что рисует мама. Такое действие виртуально делает его ближе к маме.

Вот так некоторая эмоциональная дистанция влияет на отношения, а так же на то, что ребенку некуда выплеснуть свои эмоции. Ребенок злится, что не может приблизиться. 

Безопасный способ выразить агрессию позволил это совершить ребенку, он смог стать ближе к матери. 

Заметно изменился характер третьего рисунка по отношению к первому после проявления агрессии.

Допустимая форма выражения негативных эмоций позволяет выстраивать отношения в позитивном ключе. 

Наблюдайте как важно не складывать или удерживать в себе, а конструктивно проявлять себя.

Да, и немного про допустимые формы выражения негативных эмоций. 

Одним из важных умений, на мой взгляд – это заявление, то есть возможность понять негативное чувство, и очень просто и спокойно про него сказать, а у ребенка просто назвать. 

Самыми простыми выходами можно считать для детей занятия спортом. Посложнее – позволять все же бить детям, например, подушки. 

Эффективнее, если ребенок обозначит на кого направлена эмоция. Но тут надо все превращать в игру и много родительской смелости. Так же и просто играть с игрушками, когда ребенок их бьет или воюет, очень часто такие действия шокируют или пугают взрослых.

Вот, немного об агрессии  детей и родителей.

В следующий раз я расскажу, про такую работу и маму с ребенком,  интуитивно нашедших свои выходы проявления эмоций. И как у них это показано в работе.

Еще об агрессии в семье можно почитать здесь. Автор  Наталья Беляева


Комментариев нет:

Отправить комментарий