Еще немного про агрессию в семье и ее восприятие. Как же агрессивные эмоции проявляются в семьях, где не один ребенок, а несколько.
Из моих наблюдений я могу сказать, что дети по-разному могут проявляться и реагировать на агрессию. Интересно понаблюдать в целом, как это происходит еще и у однополых детей, и у разнополых. Ну да это лирика. Главное, понимать ребенка, каждого в отдельности и быть рядом с ним.
Итак, сегодня мне хочется поделиться работами, где в семье три мальчика. Работы только от двух, но и этого будет достаточно, чтобы понять, что все зависит от индивидуальности ребенка, при равных условиях.
Из моих наблюдений я могу сказать, что дети по-разному могут проявляться и реагировать на агрессию. Интересно понаблюдать в целом, как это происходит еще и у однополых детей, и у разнополых. Ну да это лирика. Главное, понимать ребенка, каждого в отдельности и быть рядом с ним.
Итак, сегодня мне хочется поделиться работами, где в семье три мальчика. Работы только от двух, но и этого будет достаточно, чтобы понять, что все зависит от индивидуальности ребенка, при равных условиях.
Что я имею в виду? Смотрите, это работы среднего мальчика с мамой.
Ход работы шел следующим образом. На первой картинке - ведущие части рисунка – это изображения матери. Сын довольно творчески приспосабливается к ведущей роли матери. Это вполне миролюбивое соглашение, которое устраивает всех. (Сюжет один и понять кто где рисует можно только слушая рассказ мамы о работе). Изначально так заложено в структуре характера мальчика. И это средний сын – ему необходимо изначально выживать в конкуренции. У него все благополучно с мамой в этой сфере.
В момент войны, обе стороны очень интересно воюют. Много оружия, равное количество нападений, довольно миролюбивое ощущение от войны. Это говорит о благополучном проживании агрессии у мамы и этого ребенка. То есть агрессивные проявления не носят разрушительный характер.
Вот и третий рисунок. Мальчик после заявления агрессии становится активнее, и смелее проявляет себя рядом с мамой. Когда напряжение полностью уходит, и понятно, что мама рядом и в такой ситуации, ребенок может проявлять свою активность. Все благополучно.
А вот работа со старшим сыном.
По всему видно, что мальчик внутренне чрезмерно агрессивен, проявления его агрессии яркие. На самом рисунке с мамой нет никаких разделений и внешних границ, но общего рисунка не получается, каждый находится в своем мире. И присоединиться к рисунку ребенка не возможно – это вызывает недовольство. И в свой пригласить не получается. Каждый сам по себе. И от этого «сам по себе» исходит сильное напряжение. Хотя бы на контрасте посланий в самом рисунке.
Рисунок войны – это вскрытая рана. В процессе рассказа, выяснилось, что когда мама попыталась проявить «агрессию» в сторону сына, у него это вызвало сильную эмоциональную реакцию. Бурные слезы, не могла долго успокоить.
В реальности мальчик искренне агрессивен, он может проявлять агрессию, но есть две важные части, о которых говорит рисунок. Первое – на маму табуировано и стыдно проявлять агрессию (хотя в жизни он себе редко, но позволяет себе такое поведение). Второе – в голове мальчика существует представление, что он и только он может быть инициатором агрессии. То есть, если не он, то никто не может на него злиться. Это такая форма проявления эгоцентризма и нарастающего эгоизма.
В реальности мальчик искренне агрессивен, он может проявлять агрессию, но есть две важные части, о которых говорит рисунок. Первое – на маму табуировано и стыдно проявлять агрессию (хотя в жизни он себе редко, но позволяет себе такое поведение). Второе – в голове мальчика существует представление, что он и только он может быть инициатором агрессии. То есть, если не он, то никто не может на него злиться. Это такая форма проявления эгоцентризма и нарастающего эгоизма.
Третий рисунок говорит о нехватке и невозможности проявить агрессивные чувства, невозможности довести их до конца. Мальчик продолжает воевать на рисунке, ему не хватило в заявленный момент сил отреагировать, он спрятал эту агрессию, выразил ее иначе, но, как видите, это не выход. Агрессия должна доходить в форме агрессии и до адресата. Мама в этот момент растеряна, и не может собраться. (Мальчик – черепашка ниндзя, мама- зеленое желеобразное существо).
Конечно, это еще не значит, что во всех семьях так. Это вариант, чтобы посмотреть, как бывает. Возможно, каждый в своем возрасте пройдет иную стадию. Я имею в виду, когда средний сын достигнет возраста старшего, все будет иначе. Не знаю. Как-то будет. Пусть будет благополучно…
С выходом агрессии можно еще ознакомиться здесь
Автор психолог
Наталья
Беляева. скайп - Nattanial,
Nattanial@mail.ru
Приглашаем желающих на тренинг (курс он-лайн) для "Мудрых родителей".
Статьи по теме:
Выход
История для мам, у которых девочки
История для мам, у которых мальчики
Дед, внучка и боюськи
Сказка про страх темноты
Будем рады видеть Вас на наших ближайших тренингах:
http://raduga-art.blogspot.ru/p/blog-page.html
Приглашаем желающих на тренинг (курс он-лайн) для "Мудрых родителей".
Статьи по теме:
Будем рады видеть Вас на наших ближайших тренингах:
http://raduga-art.blogspot.ru/p/blog-page.html
Если Вы желаете
получать новые материалы Радуги-Арт в свой почтовый ящик, подпишитесь
на них, пожалуйста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий