воскресенье, 10 ноября 2019 г.

Зыбучие пески памяти (окончание).Стихия

Предыдущие статьи цикла "Зыбучие пески памяти"

Стихия.
В лексиконе жителей моего города навсегда поселилось такое емкое слово какЗыбучие пески памяти окончание Стихия

«стихия», не наводнение, не потоп, а именно «стихия».
Кто может поспорить со стихией? Кто за нее ответственен? Кто может ей управлять? И когда на твой город обрушивается стихия остается только одно, верить и терпеливо ждать ее окончания и прихода помощи. Остается только одно: стараться выжить и спасти тех, кого можно спасти.


В тот октябрь 1969 года ураган обрушился на мой город, а точнее сказать на весь наш район, неожиданно. Ветры в моем городе дуют 360 дней в году, очень часто случаются и штормы. Да и ураганы не редкость.
Но тот был совсем другой. Он выл и бесчинствовал трое суток, гнал воду с гор и моря одновременно. Выворачивал вековые тополя с корнем, выбрасывал мелкие рыболовные корабли (ПТСы) на сушу, разрушал дома, срывал крыши и уносил их в море вместе с людьми, что пытались на них спастись, смывал целые районы, небольшие поселки. Он не щадил никого: ни животных, ни стариков, ни детей. Огромное число народа погибло тогда, некоторые поселки были не просто разрушены, а навсегда смыты с лица земли вместе с жителями.
Мой папа был тогда в отъезде. Наш дом стоял на склоне горы. Из-за дождей начался оползень, затронувший всю нашу и еще две соседние улицы. Наш дом раскололся, одна его часть «съехала» вниз. Крышу сорвало и унесло ветром. Не было электричества, хлеба, воды. Не возможно было топить печь и в доме было очень холодно, а без крыши еще и мокро.

На третьи сутки, когда ураган стал стихать, мама осмелилась отправить меня, шестилетнюю девочку, за помощью к дедушке с бабушкой. Она осталась в полуразрушенном доме с младенцем на руках. Думаю, она страшилась предположить худшее, что с ними могло случиться, т.к. они жили внизу, под горой.
В тот день я так и не смогла к ним попасть. Примерно через три-четыре дня, после той моей попытки прийти к ним за помощью, когда вода немного спала, дедушка сам пришел к нам, затем привел бабушку и тетю с дядей с их детьми.
Примерно на четвертые сутки после начала урагана вся страна встала нам на помощь. Вы не поверите, но уже через год-полтора мы въезжали в новые благоустроенные квартиры с газом, водой и светом.
Но это было через год-полтора. А поначалу военные вели спасательные работы, на вертолетах облетали огромные площади, находящиеся под водой в поисках уцелевших, собирали всплывшие трупы.  Мы знали, кого везет вертолет, труп или уцелевшего, по горящей лампочке. Горит красным огнем – значит нашли живого, нужна скорая помощь. А если горит зеленый огонек – везут трупы. Трупы привозили гораздо чаще и в большем количестве. На поле городского стадиона их складывали штабелями и пытались опознать. А затем хоронили в общей могиле на кладбище.
Военные нас кормили, привозили питьевую воду. Кроме облетов на вертолете, они еще и на амфибиях бороздили затопленные районы по ночам, когда вертолеты не могли летать. Бывало, что и эти самые амфибии попадали в беду и тогда зажигался на их борту фонарь. Мы, все кто остался в живых, помогали чем могли.
По ночам всегда был дежурный, который с высоты горы наблюдал, не появиться ли огонек призывающий помощь. Такими дежурными были и члены нашей семьи. В мою память остро врезалось, как тетя заметила мигающий слабый огонек где-то там, в ночной дали, и мы с ней вдвоем побежали в штаб просить организовать помощь по спасению экипажа той амфибии.


К сожалению, в городе так и не поставили памятник тем, кто тогда погиб. Но при входе на наше городское кладбище до сих пор стоит огромный железный крест. Его выковал мужчина, выковал сам на свои сбережения в память о всех своих родных и близких погибших в той стихии, в память о жителях своего родного поселка, которого больше нет ни на одной карте. По сути, этот железный крест и стал памятником жертвам того урагана.
Невозможно управлять стихией, невозможно ей противостоять. Но, при любых обстоятельствах, возможно каждому из нас сделать выбор как ему в этих обстоятельствах жить да быть, какую часть себя проявить и что для него важно, а что нет.
Автор: Гутярь Светлана Владимировна

P.s. 11 ноября состоится первое занятие на курсе по работе с детскими травмами ШАГ ВПЕРЕД, приглашаем всех желающих принять участие тренниге. Подробнее по ссылке https://www.b17.ru/trainings/shag_vpered/

Комментариев нет:

Отправить комментарий