понедельник, 26 ноября 2018 г.

При встрече с утратой (часть первая).

Утраты бывают разные: можно утратить здоровье, можно утратить материальное или
финансовое благополучие, можно утратить социальное положение или значимое окружение, а можно утратить и близких, друзей, родню и детей.
Причины утрат тоже разные, но роднит их одно – внутренняя боль, к которой, как оказалось, нельзя приготовиться заранее и привыкнуть нельзя тоже.
Но несмотря на то, что боль человек испытывает при любой утрате, то, как он будет ее переживать и проживать зависит не от значимости потери, не от поддержки извне, не от того даже в каких материальных, бытовых, социальных условиях человек окажется, а от того к чему окажется расположено сердце горюющего.
В общем-то, можно разделить реакции тех, кто переживает утраты на три типа, весьма условно для простоты изложения. Уверена, что встречаются в чистом виде они весьма редко, чаще в сочетании. Вполне уверена, что многие смогут дополнить мои раздумья своими наблюдениями, как и личным опытом, за что я заранее всем благодарна.
Да, как психолог, я помню и знаю про пять ступеней переживания стресса или утраты, но я хочу поразмышлять не об этом, а о том, каким образом человек будет переживать утрату, проходя через эти ступени.
Так вот, исходя из моего жизненного опыта и наблюдений, как я писала выше, переживаем мы различные утраты исходя из своего душевного расположения.
Людей, переживающих утраты по первому типу реагирования, я бы назвала «отстраненные молчальники». Встретившись с утратой, человек, под действием внутренней боли, закрывается, замыкается где-то глубоко в себе, отстраняясь от всех и всего. Он может выглядеть спокойным, может улыбаться, может быть даже приятным в общении.
Однако, некое напряжение так и сквозит вокруг него. Его глаза всегда печальны, даже если он мило улыбается. И еще, когда видишь такого вот «молчальника» рядом, то замечаешь, что взор его обращен не вовне, а внутрь себя. «Отстраненные молчальники» никого не отягощают своими переживаниями, никому не высказывают и не показывают свои чувства, они никому не в тягость.
«Отстраненные молчальники» могут уйти в трудоголизм, в волонтерство, начать много читать, могут погрузиться в просмотр телесериалов, или уйти в мир игр, могут стать шопоголиками и сексоголиками, а могут приобщиться и к алкоголизму совсем так невзначай.
А еще, они могут «отвлечься» на поиск болезней, чаще мнимых, чем настоящих, у себя или своих родственников: ипохондрия и психосоматика могут стать их «анальгетиком».
Могут уйти в «затвор»: начать бегать марафоны в одиночку, переселиться жить в тайгу, или еще какую малодоступную и плохо населенную местность, подписать контракт и стать «смотрителем маяка», полярником, просто уйти в экспедицию с незнакомыми людьми и надолго.
Их очень много в храмах, особенно в дни поминовения усопших. Они ищут утешения и находят, но не у тех, кто их окружает, а в вере или зависимостях, навязчивостях разного толка. В принципе, они становятся удобными «призраками», умело лавирующими от очередной порции боли. А поэтому у них все всегда на мази, они все успевают. Вот только их нигде и ни с кем нет.
Что же должно быть в сердце, душе человека, чтобы встретившись с потерей, он выбрал такой вот путь реагирования? Как знать? Здесь можно только предположить. Возможно, человек с таким типом реагирования усвоил, что не стоит никого отягощать своими чувствами, переживаниями, бедами, проблемами, ибо станет только хуже.
Видимо в течении жизни такой человек слышал в ответ на свои чувства и просьбы о помощи нечто подобное: «Не ной, другим хуже и не ноют!», «Почему ты думаешь только о себе, все страдают!», «С чего ты взял, что твоя боль больнее, чем у других?!»,  «Ты преувеличиваешь свои страдания, чтобы что-то за это получить», «Ты сам виноват в своих страданиях, чего теперь жалуешься?!»… Или возможно слышал: «Да, мы поняли, тебе плохо, но это ничего, все скоро наладиться, не переживай», «Конечно тебе сложно, но подожди, все пройдет!», «Да-да, я понял, тебе нужна помощь, но знаешь, давай поговорим об этом послезавтра, прости, брат, сегодня дел по горло, не до того»…  А может, слышал что и похуже, как знать?
Но что бы он не слышал, какую бы не получал реакцию от других на свои страдания и просьбы в прошлом, его опыт каждый раз пополнялся выводом о том, что ему не верят, его переживания отвергают, его страдания малозначимы, незначительны, что он лишь все преувеличивает, а еще он корыстный, любит быть беспомощным  и безответственным, любит привлекать к себе внимание, что он сам виноват в своих страданиях, всем не до него, т.к. у всех своего хватает. А раз так, или приблизительно так, то надо как-то молчать и ждать, когда все это само закончиться…
Вот и молчат они о том, что съедает их изнутри, боясь и стыдясь своей боли и слабости. Вполне возможно, что сердце «отстраненного молчальника» расположено к неверию в значимость себя и своих переживаний, как и к отсутствию веры в то, что его поймут, примут и разделят с ним его боль другие люди.
Автор: Гутярь Светлана Владимировна

Другие статьи цикла:

Комментариев нет:

Отправить комментарий