Дорогие
родители, в прошлой статье мы с вами говорили о том, как важно и нужно
научиться ребенка просить о чем-то, вместо того чтобы приказывать и повелевать
им. Сегодня мы продолжим с вами разговаривать на эту тему и разберем некоторые
подводные камни, с которыми вы можете столкнуться в процессе развития способности
сотрудничать.
Все
дело в том, что когда вы будете приглашать ребенка к сотрудничеству с помощью
просьб, вы неизбежно столкнетесь с такой ситуацией, когда ребенок
просто-напросто не захочет выполнять то, о чем вы просите.
Это особенно остро
может проявиться в начале, так как
ребенок, привыкший исполнять приказы (а они ведь не обсуждаются), поймет, что
на просьбу он может как откликнуться и выполнить ее, так и отказать в ней, ведь
на то она и просьба – выполнять ее не обязательно.
И когда ребенок поймет, что
он может решать, чем отвечать на просьбу, он может со всем удовольствием
сказать вам твердое «нет!». И к этому надо отнестись спокойно с пониманием,
главное снова не вернуться к угрозам и приказам.
Поймите,
уважаемые родители, это естественное явление, так как ваш ребенок просто еще не
знает, что с подобной властью и «свободой выбора» делать, как с ней
управляться, ведь их у него раньше не было.
И тут вы либо вернетесь к тому с
чего начинали, а именно к устрашению и «закручиванию гаек», либо терпеливо
будете снижать силу сопротивления мирным путем. А как это делать, я расскажу
вам ниже.
Для
того, что бы ваши просьбы вызывали наименьшее сопротивление у ребенка, вам
следует, прежде всего, определить вместе с ним круг его обязанностей – тот круг
дел, которые он будет делать по дому самостоятельно и без напоминаний. Конечно,
по началу, вам придется напоминать ребенку о тех делах, про которые он «удачно»
забывает с непривычки, но с течением времени при должном вашем отношении, эта
необходимость будет уменьшаться.
Для
детей дошкольников и детей среднего школьного возраста очень хорошо подходит создание
плаката домашних дел и обязанностей.
Такие плакаты мы делаем вместе с детьми прямо на
индивидуальных и групповых занятиях – ребята пишут те дела, которые обязуются
выполнять самостоятельно каждый день, оформляют его по своему вкусу, а после
вместе с родителями мы определяем бонус за старание. Такой плакат рекомендую
вывешивать на видное место, при этом выполненные обязанности ребенок может
отмечать сам (приклеивать разноцветные жетоны, звездочки, смайлики, рисовать
галочки и т.д.).
Вечером
каждого дня ребенок знакомит родителя с результатами. Если ребенок чего-то не
сделал или забыл, ругать его за это не стоит, а вот выполненные дела важно
замечать и хвалить за старание.
Если за несколько недель, вы заметите довольно
хорошие успехи ребенка в этом деле, то вы можете дать ему бонус – это может
быть прогулка в кафе, пиццерию, что-то семейное и приятное, то, что будет
интересно ребенку, в чем он будет сам заинтересован, главное – в разумных
пределах.
Таким образом, вы признаете успехи ребенка, и поверьте, для него это
немаловажно. Ведь каждому ребенку важно, чтобы родитель заметил его старание и
успехи. И каждый ребенок всегда старается избежать поучений и нотаций за то,
что у него не вышло, не получилось или получилось плохо. А как лучше всего
избежать? Да вовсе не выполнять и не делать!
Так
один малопослушный, но очень смышленый мальчишка однажды со мной поделился
такими вот своими переживаниями: «Мама не замечает того, что я помыл ванну, раковину
и кружки – она этого не видит, а я ведь очень стараюсь. Мне бы очень хотелось,
чтобы она замечала то, что у меня получается, а она меня часто ругает и поэтому
мне уже ничего не хочется делать. А зачем? Маме ведь все равно».
И
действительно, на индивидуальной консультации, мама этого ребенка призналась,
что частенько забывает проявлять внимание к действиям ребенка, высказывать
одобрение, а часто замечает только плохое, фиксируется на непослушании.
А когда
ей ребенок сказал, что это он часто моет раковину, кружки и ванну, она была
приятно удивлена, ведь думала, что это все делала бабушка, но никак не ее
непослушный сын. Это было большое открытие и откровение для нее в тот день.
После она стала иначе относиться к успехам и неудачам сына, что положительно
сказалось как на их взаимоотношениях, так и на поведении самого ребенка.
Такой
подход дает возможность, уважаемые родители, как можно меньше одергивать ребенка,
напоминать ему о чем. Такое поведение в
значительной мере уменьшит его сопротивление в отношении вас и ваших просьб.
Подобным образом, вы отдаете часть ответственности за выполнение дел вашему
чаду, даете ему понять, что вы ему доверяете, а это в свою очередь помогает
выработать у ребенка самостоятельность, терпение, упорство, силу воли, внутренний
контроль за действиями, ответственное отношение к делу и много других полезных
качеств.
А разве не это одна из целей вашего воспитания?
Пячките Дарья
Комментариев нет:
Отправить комментарий