пятница, 28 октября 2016 г.

Еще раз о том, как учиться сотрудничеству.


Дорогие родители, в прошлой статье мы с вами говорили о том, как важно и нужно
научиться ребенка просить о чем-то, вместо того чтобы приказывать и повелевать им. Сегодня мы продолжим с вами разговаривать на эту тему и разберем некоторые подводные камни, с которыми вы можете столкнуться в процессе развития способности сотрудничать.



Все дело в том, что когда вы будете приглашать ребенка к сотрудничеству с помощью просьб, вы неизбежно столкнетесь с такой ситуацией, когда ребенок просто-напросто не захочет выполнять то, о чем вы просите. 


Это особенно остро может проявиться в начале,  так как ребенок, привыкший исполнять приказы (а они ведь не обсуждаются), поймет, что на просьбу он может как откликнуться и выполнить ее, так и отказать в ней, ведь на то она и просьба – выполнять ее не обязательно. 

И когда ребенок поймет, что он может решать, чем отвечать на просьбу, он может со всем удовольствием сказать вам твердое «нет!». И к этому надо отнестись спокойно с пониманием, главное снова не вернуться к угрозам и приказам.

Поймите, уважаемые родители, это естественное явление, так как ваш ребенок просто еще не знает, что с подобной властью и «свободой выбора» делать, как с ней управляться, ведь их у него раньше не было. 

И тут вы либо вернетесь к тому с чего начинали, а именно к устрашению и «закручиванию гаек», либо терпеливо будете снижать силу сопротивления мирным путем. А как это делать, я расскажу вам ниже.

Для того, что бы ваши просьбы вызывали наименьшее сопротивление у ребенка, вам следует, прежде всего, определить вместе с ним круг его обязанностей – тот круг дел, которые он будет делать по дому самостоятельно и без напоминаний. Конечно, по началу, вам придется напоминать ребенку о тех делах, про которые он «удачно» забывает с непривычки, но с течением времени при должном вашем отношении, эта необходимость будет уменьшаться.

Для детей дошкольников и детей среднего школьного возраста очень хорошо подходит создание плаката домашних дел и обязанностей. 

Такие  плакаты мы делаем вместе с детьми прямо на индивидуальных и групповых занятиях – ребята пишут те дела, которые обязуются выполнять самостоятельно каждый день, оформляют его по своему вкусу, а после вместе с родителями мы определяем бонус за старание. Такой плакат рекомендую вывешивать на видное место, при этом выполненные обязанности ребенок может отмечать сам (приклеивать разноцветные жетоны, звездочки, смайлики, рисовать галочки и т.д.).

Вечером каждого дня ребенок знакомит родителя с результатами. Если ребенок чего-то не сделал или забыл, ругать его за это не стоит, а вот выполненные дела важно замечать и хвалить за старание. 

Если за несколько недель, вы заметите довольно хорошие успехи ребенка в этом деле, то вы можете дать ему бонус – это может быть прогулка в кафе, пиццерию, что-то семейное и приятное, то, что будет интересно ребенку, в чем он будет сам заинтересован, главное – в разумных пределах. 

Таким образом, вы признаете успехи ребенка, и поверьте, для него это немаловажно. Ведь каждому ребенку важно, чтобы родитель заметил его старание и успехи. И каждый ребенок всегда старается избежать поучений и нотаций за то, что у него не вышло, не получилось или получилось плохо. А как лучше всего избежать? Да вовсе не выполнять и не делать!

Так один малопослушный, но очень смышленый мальчишка однажды со мной поделился такими вот своими переживаниями: «Мама не замечает того, что я помыл ванну, раковину и кружки – она этого не видит, а я ведь очень стараюсь. Мне бы очень хотелось, чтобы она замечала то, что у меня получается, а она меня часто ругает и поэтому мне уже ничего не хочется делать. А зачем? Маме ведь все равно».

И действительно, на индивидуальной консультации, мама этого ребенка призналась, что частенько забывает проявлять внимание к действиям ребенка, высказывать одобрение, а часто замечает только плохое, фиксируется на непослушании. 

А когда ей ребенок сказал, что это он часто моет раковину, кружки и ванну, она была приятно удивлена, ведь думала, что это все делала бабушка, но никак не ее непослушный сын. Это было большое открытие и откровение для нее в тот день. После она стала иначе относиться к успехам и неудачам сына, что положительно сказалось как на их взаимоотношениях, так и на поведении самого ребенка.  

Такой подход дает возможность, уважаемые родители, как можно меньше одергивать ребенка, напоминать ему о чем. Такое поведение  в значительной мере уменьшит его сопротивление в отношении вас и ваших просьб. 

Подобным образом, вы отдаете часть ответственности за выполнение дел вашему чаду, даете ему понять, что вы ему доверяете, а это в свою очередь помогает выработать у ребенка самостоятельность, терпение, упорство, силу воли, внутренний контроль за действиями, ответственное отношение к делу и много других полезных качеств. 

А разве не это одна из целей вашего воспитания?

Пячките Дарья







Комментариев нет:

Отправить комментарий