Одной из важных
составляющих успешного воспитательного процесса является
Оно помогает
избежать многих острых конфликтных ситуаций в семье, уменьшает вероятность
проявления протестных реакции у ребенка, сильных эмоциональных всплесков, а так
же помогает гармонизировать отношения внутри семьи, дает возможность для
развития лучших сторон личности как ребенка, так и родителя.
Когда вы научитесь
сотрудничать с ребенком, а не просто проявлять свою родительскую волю, тогда
ребенок научится прислушиваться к вашим просьбам и выполнять их по доброй воле,
а не по тому что его просто-напросто вымуштровали и принудили угрозами, да
наказаниями.
Не секрет, что в
течение дня ребенок слышит в свой адрес очень много приказов, указаний,
требований: «сделай то, сделай это; переделай, убери, принеси, подними,
выброси, сложи, помой, почисти, заправь, сложи аккуратно и прочее и прочее». А
вы пытались проследить, сколько раз на дню вы приказываете ребенку что-то
сделать, говоря в повелительном наклонении?
И тогда не удивительно, что ребенок
может перестать на все это «делай без разговоров» реагировать, ведь когда всех
этих «делай» по отношению к нему становится слишком много, он просто перестает
слушать, для него все это становится обыкновенным шумовым фоном.
Поверьте, когда
родители мне начинали часто говорить «иди и сделай…», того о чем меня просили,
мне как-то делать не особо хотелось, а если уж доходило до «давай быстро иди и
делай» - так и хотелось сделать все наоборот,
а иногда хотелось устроить маленькую гражданскую войну, ведь внутри от
таких слов нарастало недовольство.
По словам самих
родителей, которые ко мне обращаются с проблемами детского непослушания, они
тоже измотаны бесконечным отдаванием приказов и были бы счастливы, если их
ребенок стал послушнее.
Одна загвоздка – они нередко приходят с запросом, чтобы
я «исправила их непокорное чадо» и не
хотят при этом меняться сами. Однако, с течением времени, если все же решаются
на перемены, то сами видят результат совместной работы с ребенком.
Поймите, чем больше
приказов, указаний вы предъявляете, тем реже ребенок вас слушает. Однако, когда
вы чаще разбавляете атмосферу «ты должен» вежливыми просьбами, вы тем самым
приглашаете ребенка к сотрудничеству.
Я ни в коем случае не говорю, что ребенка
обо все и всегда нужно просить, нет – у ребенка есть (или должен быть) свой постоянный
круг обязанностей, который известен как ему, так и взрослым. Эти дела он может
и должен делать сам без просьб и напоминаний.
Но обо всем том, что находиться
вне круга его постоянных обязанностей, стоит просить уважительно и вежливо.
Любому из нас станет как-то не по себе, если мы услышим в свой адрес: «Налей
чаю». Думаю, что, вполне возможно, возникнет внутренний протест и раздражение,
на такую вот «просьбу» со стороны. А вот фраза «будьте добры, налейте,
пожалуйста, чаю» - вызывает совершенно другую реакцию и делает нас более
расположенными к тому, чтобы прислушаться к просьбе и исполнить ее.
Так и с детьми – им так
же неприятно, если ими открыто командуют. Поэтому вместо приказов, лучше применять
просьбу и со временем ребенок научится на эту просьбу откликаться. Помните, что
умение вежливо просить, сформированное еще в детском возрасте, довольно
положительно влияет на налаживание отношений с людьми не только в сфере
дружеского общения, семье, но и в рабочем коллективе.
Конечно, проще всего по
привычке сказать ребенку: «Иди и убери игрушки, быстро!», - вместо того, чтобы
вежливо попросить: «Сынок, убери, пожалуйста, игрушки на место». Однако в
первом случае приказ вызовет у ребенка большее нежелание делать то, что вы
сказали, а вот просьба скорее будет принята и выполнена, пусть даже и не сразу.
Но помните, если ваш ребенок привык слышать от вас приказы, то на просьбу он
может откликнуться и не с первого и не со второго раза – дело-то непривычное.
Но если вырабатывать такую полезную привычку, вы пожнете довольно хорошие плоды
в воспитании. Здесь важна практика и еще раз практика в совокупности с любовью
и терпением.
Вообще, уважаемые
родители, возьмите, пожалуйста, за правило, конкретно просить ребенка о чем-то,
а не окольными путями с помощью манипуляции, например, такой: «Ты
не можешь принести мне воды?». Когда вы начинаете юлить, ребенок может просто
неправильно понять ваши слова и растеряться.
Испытано на собственном опыте,
ведь когда моя мама оперировала подобными фразами, я толком не знала как
поступить, а в голове крутилось: «Как не
могу? Я не могу принести маме воды? Я что слабосильная?», - а на языке от
негодования так и сидел демонстративный ответ: «Нет, не могу!». Вот такая
похожая реакция может быть и у вашего ребенка, просто вы пока об этом можете не
знать.
Кто-то может возразить:
«Что я еще буду обо все ребенка просить! Он должен делать все что я скажу. Не
слишком ли это много для него, просить его?». Можно, конечно, остановиться на
приказах и поучениях, только вот это скорее приведет к тому, о чем я говорила в
прошлых статьях – ребенок, возможно, и будет вас время от времени слушаться, но
уважать не будет, а вот бояться боятся – да, обязательно будет.
При таком
варианте не откуда взяться взаимопониманию, доверию и ребенок будет впитывать
подобные отрицательные модели поведения и взаимодействия с людьми. Хотите ли вы
прийти к этому или нет – решать вам, но уверена, вы желаете для своего ребенка
лучшего, как впрочем и для себя.
А раз так, то не сочтите за труд, учитесь с
ребенком вести себя уважительно и вежливо, учитесь просить, забудьте о
приказах. Просто попробуйте применять новые модели поведения, и вы увидите, как
открытые просьбы работают намного эффективнее приказов, угроз и манипуляций.
P.s. С 10 октября начал свою работу он-лайн тренинг "Осознанное родительство".
Приглашаем всех желающих принять участие. Узнать подробней и записаться, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2016/09/blog-post_31.html
Приглашаем всех желающих принять участие. Узнать подробней и записаться, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2016/09/blog-post_31.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий