воскресенье, 2 октября 2016 г.

Типы семей. Часть четвертая.

Сегодня я хотела бы рассказать о том, какое влияние оказывают дисфункциональные
семьи на семейные роли. Психологи считают, что люди играют в дисфункциональных семьях определенные роли, то есть следуют стереотипным моделям поведения.

Такие роли — «герой», «козел отпущения», «невидимка», «клоун», «пособник» — до некоторой степени присутствуют во всех семьях, однако в дисфункциональной семье они превращаются в способ выживания и необходимость.

Они становятся жесткими автоматическими схемами поведения, которые легко заметны для постороннего наблюдателя, но не осознаются членами семьи.

Семейные роли были впервые выявлены в семьях алкоголиков и впоследствии обнаружены во всех типах дисфункциональных семей.

Вырастая, дети бессознательно переносят эти роли во взрослую жизнь и в свои взрослые отношения. Однако те роли, которые в дисфункциональной родительской семье удовлетворительно функционировали как механизмы выживания, во взрослой жизни перестают работать, поскольку межличностные отношения в нормальной жизни совсем другие.

Если упорно продолжать проигрывать усвоенную в семье роль, то можно разрушить свое благополучие. Дети начинают играть семейные роли в очень раннем возрасте. Сейчас мы перечислим некоторые из них.

«Герой»

«Герой» принимает на себя роль спасителя семьи. Он следит за тем, чтобы дисфункциональная семья «держалась на плаву», когда родители не в состоянии поддерживать ее.

«Герой» стирает белье, готовит еду, заботится о младших братьях и сестрах, а иногда и о больном или дисфункциональном родителе (например, об отце-алкоголике).

Возможно, в семье «герой» не получает ни похвалы, ни поддержки, зато вне семьи все видят, какой это замечательный, надежный, серьезный и способный ребенок. «Герой» обычно (но не всегда) старший ребенок в семье. Эмилия Уэсли выполняла в своей семье роль «героя».

И мальчики, и девочки-«герои» отлично учатся в школе и часто занимаются спортом. Учитель отчасти заменяет «герою» родителей: он не может исправить жизнь мамы и папы и сделать их счастливыми, но похвала учителя добавляет немного содержимого в «сосуд любви».

Учитель хвалит «героя» за отлично написанную контрольную, помогая расти его престижу в школе. Слова Писания «Хорошо, добрый и верный раб» (Матфея 25:21) служат ему мощным стимулом.

«Козел отпущения»
«Козел отпущения» оправдывает поговорку «В семье не без урода». Сколько бы родители ни заверяли его в своей любви и ни отрицали свои проблемы, он чувствует, что в семье что-то происходит не так.

Он не может выразить свои чувства словами, но его «сосуд любви» остается пустым. Кто-то должен быть виноватым за эту ситуацию, а, как вы помните, дети быстро принимают на себя вину за любые недостатки нашего мира.

«Козел отпущения» считает, что должен быть наказан за свои грехи. Вдобавок, когда его ругают, на него обращают внимание. Спросите любую знаменитость — и вам ответят, что лучше резкая критика в прессе, чем полное молчание.

Джеймс Дин играл типичнейшего «козла отпущения» в классическом фильме пятидесятых «К востоку от Эдема». Его персонаж — беспокойный нонконформист, добрые дела которого семья не замечает, а плохие поступки видны всем по контрасту с «правильным» поведением его положительного брата.

В другом фильме, «Бунтарь без причины», бесчувственные и эгоистичные взрослые считают юношу, ведущего себя «не по правилам», подростком-правонарушителем. Оба этих персонажа — очень симпатичные, но не понятые окружающими «люди не на своем месте».

«Клоун»
Семейного «клоуна» можно назвать «паршивой овцой с хорошей репутацией». Он завоевывает внимание взрослых своими выходками.

Он высмеивает проблемы, вышучивает страдания, живет под девизом «Развлекай, вызови улыбку, надень счастливую маску». «Клоун» старается заставить вас — и себя — забыть о том, что жизнь полна страданий.

Вечно улыбающийся малыш, юмор которого делает жизнь в семье менее напряженной, часто на самом деле оказывается очень грустным членом семьи.

Страдающий весельчак изображен во многих художественных произведениях. В опере это Пальяччи, в балете — Петрушка. На заре телевидения одним из известнейших американских телеактеров был Мортон Дауни, который впоследствии открыто признал свою созависимость.

Среди комедийных актеров особенно высок процент алкоголиков, наркоманов и разведенных, да и среди актеров других жанров их достаточно много. Наша Берил Мейсон не исключение среди знаменитостей.

«Невидимка»
Ребенок-«невидимка» в чем-то похож на персонажа классического вестерна или романтического романа. Это одиночка, надеющийся только на себя.

В то время как «герой» проявляет чудеса трудолюбия, «клоун» паясничает, а «козел отпущения» попадает в переделки, «невидимка» остается незаметным. Его действительно никогда не видно — он часами сидит один в своей комнате или играет в гараже.

Он мало говорит, не любит компаний; часто такие дети, забыв обо всем, читают запоем. «Невидимка» всегда ведет себя хорошо — упрямо, постоянно, невыносимо хорошо.

Может быть, «козел отпущения» — действительно не идеальный член семьи, но в остальных-то что плохого? Почему вам не нравится мальчик, который учится на круглые пятерки, или хорошая тихая девочка, или, в конце концов, даже семейный весельчак?

Проблема состоит не в самих ролях, а в том, что они влияют на самоидентификацию ребенка. Если изобразить личность ребенка, играющего такую роль, в виде круга, он будет в лучшем случае пунктирным.

Такие дети не ощущают себя как личность, у них отсутствует чувство идентичности. Они не знают, что им нужно от жизни. В душе эти дети (и вырастающие из них взрослые) крайне несчастны. С возрастом они не становятся счастливее.

Роли «героя», «клоуна», «козла отпущения» и «невидимки» могут переходить от одного члена семьи к другому при изменении семейных обстоятельств.

Единственный ребенок может переходить от одной роли к другой. Например, Луиза, страдающая анорексией, дома играла роль «героини», отличницы и хранительницы домашнего очага, но, пойдя учиться на медсестру, стала «козлом отпущения», так как, по мнению матери, бросила семью на произвол судьбы.

ВРЕМЕННЫЕ РОЛИ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

В дисфункциональных семьях есть и другие роли, но они отличаются от уже перечисленных в нескольких аспектах. Роли, рассмотренные нами выше, до некоторой степени характерны для каждой семьи, а в созависимых семьях доходят до крайней степени.

В отличие от них те роли, к обсуждению которых мы сейчас перейдем, порождаются самой созависимостью. Обычно каждый член семьи может в разное время играть различные роли.

«Пособник»
Если бы не «пособники», дисфункция семьи исчезла бы. Трагедия в том, что «пособник» этого не понимает. До некоторой степени каждый член дисфункциональной семьи играет роль «пособника».

Эта роль была впервые обнаружена в семьях, где один из супругов алкоголик, а другой не пьет. Для удобства изложения предположим, что отец в семье пьет, а мать нет.

Она, героиня и мученица, не дает семье развалиться. То же самое происходит, если мать пьет, а отец нет, или если они оба пьют. (Зависимость тоже не всегда является алкогольной — мы рассматриваем алкоголизм только для примера, его можно заменить на наркоманию, трудоголизм, неконтролируемый гнев, религиозную фанатичность, словом, на любую сильную зависимость.)

Каким же образом измученная, несчастная мать играет роль пособника отцовского алкоголизма? Ведь он кажется источником всех ее проблем, и она столько раз говорила, что хочет от него избавиться. У нее много способов помочь ему пить, о которых она сама не знает.

Она держит его пьянство втайне и учит детей обманывать окружающих. Таким образом она избавляет отца от осуждения обществом его проступков. «Мы не выносим сор из избы».

«Молчите, никому ничего не рассказывайте!». «Это не так плохо, как кажется». «Не волнуйся». «Когда миссис Н. будет расспрашивать о чем-нибудь, передайте ей, что мама сказала, что это не ее дело».

Когда муж напивается, такая жена звонит к нему на работу и лжет его начальнику. Она вызволяет его из неприятностей, а случается, и из тюрьмы. Она в прямом и переносном смысле убирает за ним грязь, которую он приносит в дом.

Независимо от других их ролей все дети тоже выступают как пособники. По-детски предполагая, что они каким-то образом виноваты в происходящем, они, как и мама, принимают на себя вину и ответственность.

Они учатся молчать, старательно играют свои роли. Такое поведение является пособничеством. Приспосабливая весь семейный уклад к отцовскому алкоголизму, они помогают отцу оставаться алкоголиком. У детей нет выбора — другой семьи у них нет.

Психологи считают, что у матери тоже мало выбора. Она, скорее всего, уже страдала созависимостью, когда выходила замуж, и была готова к жизни с алкоголиком задолго до того, как встретила отца.

Все созависимые члены семьи, то есть мать и дети, так поглощены проблемами алкоголика, что утрачивают чувство самоопределения. Как и сам дисфункциональный член семьи (в нашем примере отец-алкоголик), они становятся жертвами семейной болезни.

Они занимаются пособничеством, потому что беспомощны перед болезнью отца. Однако они в состоянии круто изменить ситуацию, прекратив его опекать.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РОЛИ «ПОСОБНИКА»

Вы когда-нибудь готовили или ели радужное желе? Чтобы сделать такое желе, нужно взять прозрачный десертный стакан, налить в него расплавленный желатин, смешанный с виноградным соком, и дать ему затвердеть.

Потом добавить следующий слой желатина, на этот раз с вишневым соком, и тоже дать застыть, после чего точно так же добавить апельсиновый и лимонный слои. Получится красивое желе в разноцветную полоску.

Роли созависимых также расположены слоями. В основании лежат универсальные роли типа мать/дочь или сестра/сестра. Второй слой образован ролями «героя» и так далее; эти роли нормальны, если не заходят слишком далеко и не являются необходимыми для выживания.

Третий снизу слой — роль «пособника», порожденная самой созависимостью. И, наконец, четвертый слой — вариации роли «пособника». В благополучной семье присутствуют только два нижних слоя.

Роли последнего, самого верхнего слоя возникают благодаря инстинктивной попытке «пособника» приспособиться к стрессовой ситуации и изменяются в зависимости от этой ситуации. Эти роли — «утешитель», «мученик», «спасатель», «обвинитель» и «жертва».
«Утешитель»

Эта роль годится даже для совсем маленького ребенка. «Утешитель» хочет каким-то образом сгладить ситуацию. Он может кривляться, как «клоун», или проявлять себя наилучшим образом, как «герой».

Он знает, что сказать, чтобы успокоить других детей, утешить маму, обвести вокруг пальца папу. «Утешитель» — прирожденный дипломат, который заранее чует приближение бури, способной потопить семейную лодку, и старается отвести ее. Он не прочь и слегка приврать, чтобы свести напряжение в семье к минимуму.

«Мученик»
«Мученик» (обычно эту роль играет женщина, «мученица») готов заплатить любую цену за улучшение ситуации в семье. Он жертвует своим временем, силами и счастьем, чтобы не дать семье развалиться и заставить зависимого члена семьи бросить пить или колоться.

Он будет годами терпеть и стараться всеми силами «привести семью в порядок», то есть в такое состояние, которое он считает правильным. В конце концов он может «сгореть» или сойти с ума. Единственное, что ему не удается сделать, — изменить привычки зависимого члена семьи.

«Спасатель»
«Спасатель» спасает семью, как умеет. Он поступает на вторую работу, чтобы оплачивать счета. Он вносит в тюрьму залог за зависимого, нанимает адвоката, платит за квартиру подростка, ушедшего из дома, делает всю домашнюю работу.

С первого взгляда эта роль не отличается от роли «мученика».

Действительно, в чем-то они перекрываются, но не во всем. Действия «мученика» заходят гораздо дальше спасения. Девиз мученика:

«Жертвуй! Давай больше! Откажись от себя и не обращай внимания на издержки». В отличие от «мученика» «спасатель» только спасает. Его руководство к действию: «Скорее! Исправь это немедленно! Скрой это. Уменьши потери. Сделай так, чтобы это было уже позади».

«Обвинитель»
«Обвинитель говорит: «Ты виноват во всем!». Он обвиняет всех, кроме себя, и объясняет всем членам семьи, что они делают неправильно и почему они далеки от идеала. С «обвинителем» неприятно жить вместе.

«Жертва»
Несчастная жертва — она ни в чем не виновата! Она была бы счастлива, если бы этот ужас прекратился. Ее надо пожалеть, потому что она такая хорошая и не заслужила ничего плохого.

Не путайте эту роль с настоящей жертвенностью — реальные жертвы обычно не считают себя жертвами и не испытывают всепоглощающей жалости к себе.

Все эти роли принадлежат «пособнику». Их может играть один и тот же человек, переходя от одной роли к другой в зависимости от ситуации. Как показывает наш опыт, зачастую роли так быстро меняются, что консультировать «посредника» становится затруднительно.

P.s. С 10 октября начинает свою работу он-лайн тренинг "Осознанное родительство" приглашаем всех желающих. Узнать подробней и записаться, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2016/09/blog-post_31.html


Другие статьи по теме воспитание детей:








Комментариев нет:

Отправить комментарий