четверг, 29 сентября 2016 г.

Типы семей. Часть вторая.


Сегодня вы познакомитесь еще с двумя типами семей: конфлюэнтной и
соматогенной.

В конфлюэнтной семье (от слова "конфлюэнция" - слияние) вовсю поддерживается принцип "кто не с нами, тот против нас", который держит в тисках принадлежности всех членов семьи. 

Существует некое "мы", и оно незыблемо, в то время как границы между членами этого "мы" очень размыты, а иногда и вовсе отсутствуют. 

Да все бы ничего, только самое главное, что все это - по умолчанию. Никому и в голову не приходит мысль спросить: готов ли ты делать это, в состоянии ли? а может ты устал или плохо себя чувствуешь? Ничего подобного. Все привыкли к заведенному порядку вещей и отклонения рассматриваются как что-то из ряда вон.


То есть, каждый член семьи что-то должен другому по умолчанию, и это не обсуждается.

Прямые просьбы друг к другу в такой семье не практикуются, а выражаются чем-то вроде намеками или утверждениями, например: "Мы должны приготовить праздничный ужин" - при этом, по умолчанию, подразумевается, что готовить придется кому-то конкретному. 

Вообще, угадывание желаний - это тоже функция близких по умолчанию, и неверная расшифровка едва уловимых посланий приводит к различным формам агрессии.

Дети в такой семье вырастают без четкого представления о своих границах, но зато с четкими установками как им жить на белом свете, и во взрослой жизни, как правило, копируют семейный сценарий.

В отношениях в такой семье всегда возникает много злости, которую не принято выражать напрямую. Во время конфликтов часто выражается в обобщающих высказываниях типа: "все дети как дети, а ты...", "так делают только...", "мы не такие были", - в которых явно сквозит осуждение, которое содержит угрозу отвержения.

Самое опасное, что в сильно конфлюэнтной семье любовь подменяется заботой. И ребенок вырастает, с одной стороны, без поддержки собственной уникальности, с достаточно неясным "я", и в то же самое время чувствует себя по гроб жизни обязанным за "тепло и ласку", а точнее - за еду и крышу над головой.
Путь к спасению (выживанию) в такой семье: 

- заново учиться прямо заявлять о своих потребностях;
- выставлять свои границы;
- прямо и конструктивно проявлять агрессию;
- почаще говорить своим родным о любви к ним, чтобы снизить тревогу (конфлюэнция всегда порождается тревогой).

Соматогенной по типу считают семью, в которой отмечается склонность у ее членов (чаще детей) болеть психосоматическими заболеваниями. Все эти семьи имеют ряд определенных характеристик, которые и вызывают данные болезни:

1.      «Связывание» - это семья с жесткими стереотипами коммуникации; дети в такой семье становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии. Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал» 

2.       «Отказ (отвержение)» - ребенок как бы «отказывается»  от себя, от своей личности; возможно развитие у таких детей тенденции к автономности, аутизации, вполне вероятно развитие аутизма.

3.      «Делегирование» - у родителей потеряно реалистическое восприятие достижений своих детей; они воспринимают своих детей как продолжение себя, возлагают на них надежды по осуществлению своих несбывшихся планов

Как правило, выделяют 5 характеристик психосоматогенных семей: 

- сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, которая мешает развитию самостоятельности, следовательно, защитные механизмы его более слабые; 

- сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого; 

- низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах, при которой взаимоотношения в семье негибкие

- тенденция избегать выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов; 
риск возникновения внутренних конфликтов; 

- ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте.

Для психосоматогенной семьи характерно не поощрение свободного выражения чувств и свободного отреагирования отрицательных эмоций. Поэтому, ребенок присваивает себе родительские стереотипы подавления отрицательных эмоций, что в конечном счете, вполне возможно, приведит к развитию какого либо заболевания.

В опыте психосоматогенной семьи могут быть некоторые патогенные особенности:
 - неготовность, необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных состояний ребенка и означиванию их

- ненаблюдательная мать или просто не имеющая времени;

- неспособность семьи, как целостного организма к конструктивному разрешению конфликта и включение ребенка в семейный конфликт.Телесный симптом ребенка часто и рождается в ситуации семейного конфликта, как неудачный способ его разрешения. 

Соматизация эмоций («уход в болезнь») выступает как стиль семейной адаптации к трудностям, проблемам, как стереотип, как фактор избегания неудач или ухода от ответственности. Использование симптома для извлечения выгоды начинает активно включаться в жизнь ребенка как реакция на трудности. 

Психосоматогенным семьям свойственна бедность психологического языка и склонность отрицать наличие психологических проблем. Родители могут не поощ­рять или запрещать выражение ряда психологически обусловленных эмоций, считая это неприемлемым. 

Так ребенок приучается к тому, что внимание, любовь и поддержку родителя можно получить лишь используя «поведение больного». 

M.Mahler описала психосоматическую мать: авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная и латентно враждебная, требовательная и навязчивая. Отец, как правило, в такой семье слабая личность, не умеющий противостоять доминирующей матери. Любые попытки отделиться от матери - отвергаются. 

К качествам матерей, которые особенно значимы для формирования психосоматической патологии, можно отнести: высокую личностную тревожность матери; внутреннюю конфликтность матери, то есть дисгармонический склад личности (невротическая мать); тенденцию к подавлению, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье; сильное эмоциональное реагирование на проблемные ситуации с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость), а также неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит к хронизации, а, следовательно, и соматизации аффекта у матери. 

Возможно два типа отношения матери к ребенку: 

- скрытое, неосознаваемое отвержение  при этом ребенок использует язык тела для привлечения внимания матери (мать как бы стимулирует у ребенка более массивное использование этого языка) 

- симбиоз - мать как бы консервирует телесный контакт, тормозя становление более поздних форм взаимодействия.

В следующей своей статье я познакомлю вас с такими типами семей как запутанная и обособленная.

P.s. С 10 октября начинает свою работу он-лайн тренинг "Осознанное родительство" приглашаем всех желающих. Узнать подробней и записаться, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2016/09/blog-post_31.html
Другие статьи по теме воспитание детей:








Комментариев нет:

Отправить комментарий