вторник, 14 июня 2016 г.

Ваша инициативность или его активность – что важней?


Сегодня я хочу поговорить с вами, уважаемые родители, о том, как не лишая
ребенка  активности и инициативности,  возможно научить его думать самостоятельно, сохранив при этом с ним добрые отношения.

Мы, взрослые, знаем многое, многое умеем делать, всему этому можем научить ребенка и это отлично! Но, как я всегда говорю, нужно сохранять баланс между инициативностью родителей и активностью самого ребенка.

В последнее время сформировалось у родителей стойкое представление о том, что с ребенком надо заниматься неусыпно, постоянно и все свободное время делать так, чтоб дитя не скучало. 

Родители постоянно предлагают ребенку то одно занятие, то другое, то предлагают поиграть, то порисовать, попрыгать или попеть. И вроде бы, благородное  это занятие - сразу предложить интересную игру, когда бедное дитя мается от скуки, не так ли? Но только ребенок в таком случае перестает думать и решать, перестает выбирать.

 Он становиться безынициативным, скучающим и ждущим, что сейчас придут и его развлекут. Ну, зачем самому-то напрягаться,  когда мамочка с папочкой все устроят!

С течением времени, при таком поведении родителей, ребенок просто-напросто становится ленивым, безынициативным, а потом родители удивляются тому, что же такое с их ребенком творится, в кого он такой? Все это с ребенком делают сами родители, нередко не подозревая о плачевных последствиях благих начинаний. И потом плачут горькими слезами, когда их ребенок просто лежит на диване, не зная чем себя занять или ходит по пятам на ними с жалобными возгласами: «Мне ску-чно-о-о-о-о-о». И тогда встает разумный вопрос, что же с этим дальше делать?

Одни родители начинают свое чадо стращать и всеми правдами и неправдами пытаться заставить его что-то делать; раздражаются, ругаются и, устав находиться в постоянной борьбе с ребенком, могут просто бросить это нелегкое дело – перевоспитание – одним словом - сдаться.

Другие могут все это оставить как есть. А есть и такие родители, которые  понимают, что самостоятельно справиться не в силах и  обращаются к специалистам, чтобы «исправили» их чадо или помогли им его перевоспитать.

Но ведь этого могло бы и не случиться, если бы мы – взрослые, относились к воспитанию более ответственно.

Мы привыкли считать, что мы знаем ВСЕ и только нам решать, что нужно детям, а что нет. Любим мы делать для них КАК ЛУЧШЕ, только как мы можем с уверенностью сказать, что это, действительно так? 

Мы же не спрашиваем ребенка, а нужна ли ему наша помощь и вмешательство, нужны ли ему наши поучения (ох, любим мы это дело – поучать!), особенно когда видим, что ребенок что-то делает НЕПРАВИЛЬНО или НЕ ТАК КАК НАДО! В такие моменты бывает очень сложно сдержаться, чтобы не начать все исправлять и делать правильно, не правда ли? И в этом случае нередко приходится набираться терпения и проявить выдержку.

Приведу пример, как-то у нас в центре на групповых занятиях дети играли в ресторан, и один за другим начали приносить мне подносы с различными блюдами. 

Одна девочка, принесла свой поднос,  на нем стояла самая различная посуда. В одной из глубоких тарелках, по ее словам, лежала пицца. «В такой посуде пиццу не подают» - сразу пронеслось в моей голове. Да, можно было, конечно, сразу об этом сказать ребенку, поправив его, но я сделала наоборот. 

Первым делом, я поблагодарила ее за чудесные блюда, которые она приготовила и принесла мне, а потом мы с ней просто поговорили о том, была ли она когда-нибудь в пиццерии и в какой посуде подавали те или иные блюда. В следующий раз она нашла подходящую тарелочку для пиццы, в которой и принесла мне на пробу очередной свой кулинарный шедевр.

В подобной ситуации главное не начать сразу поучать и поправлять ребенка, а стоит вместе по рассуждать на данную тему. Главное - не торопитесь сразу давать готовый ответ, пусть ребенок найдет решение сам или с вашей помощью. Таким образом, вы помогаете ребенку учиться думать и находить ответы, даете ему пищу для размышлений, поощряете его активность и инициативность.

Поэтому, когда ваш малыш в очередной раз скажет вам, что не знает, что ему делать. Просто посоветуйте ему вспомнить про те игрушки, игры, карандаши и фломастеры, что у него есть. Посоветуйте ему самостоятельно выбрать то, чем он будет заниматься, выбрать по своему желанию, а не по вашему велению. Дайте шанс ребенку понять, так что же хочет лично он и заняться именно этим.

Конечно, ребенок может сказать, что без вас ему скучно и ничего не получается. Ответьте ему, что будите заняты в ближайший час и у него есть выбор либо ждать вас, либо начать самому. Пусть выбирает скучать ли ему, ожидая вас, или все же приступить к игре. Просто не бегите по первому зову спасать ребенка от скуки, дайте ему возможность проявить инициативу и найти себе занятие. Он с этим обязательно справиться, может быть не сразу, через какое-то время, но справиться .

Важно помнить, что наша родительская задача состоит в том, что бы научить ребенка всему тому, что ему наверняка пригодится в жизни, тому, что поможет стать успешным, а не подстилать соломку и при любом удобном случае делать так, чтобы ребенок не напрягался. Важно ребенка научить думать самостоятельно, рассуждать, не бояться трудностей, и не ждать готового ответа или решения со стороны, уметь преодолевать препятствия, упорно достигать намеченного.

Пячките Дарья Викторовна

http://raduga-art.blogspot.ru/2016/05/blog-post_31.html

Предыдущие статьи на эту тему:

Сила слова

Запрещаем с умом

Любовь по правилам и без.




Комментариев нет:

Отправить комментарий