четверг, 29 января 2015 г.

БРЕМЯ БОЛЬНОГО: ЖИЗНЕННЫЕ ИСТОРИИ. История вторая

Продолжение, начало 28.01.2015г.

История вторая: лежачий больной и дети

Инна твёрдо считает, что ребенок должен жить в благополучной семье, и ссылается
на то, что даже психиатры и психотерапевты запрещают привлекать детей к уходу за тяжёлыми больными. У Инны мама то в больнице, то в хосписе: куда сможет в данный момент определить, туда и отвозит на время. «Да, да, я знаю, - говорит она, - и мои знакомые, и на работе, на фабрике, тоже считают, что только родные должны ухаживать, а посторонние люди - это хуже.

Но моей маме, между прочим, давно всё равно, кто ею занимается, у неё каша в голове. Всё, что ей нужно - это еда и чистый памперс. Она не с нами, она уже головой в разных местах и временах. И я не хочу, чтобы моя маленькая дочь наблюдала за всем этим ежедневно». Дочка у Инны отличница, победительница конкурсов и школьных олимпиад. Наверняка у этой девочки большое будущее.

Игорь поёт шансон. Не то, чтобы очень уж известный исполнитель, но свои поклонники имеются, Иринка, его жена, тоже в области культуры трудится, да и дочку ещё с детского сада они начали водить по танцклассам и театральным кружкам. Маму Игоря они сейчас оформляют в больницу.

«Даже не дави, Вероника, не надо мне проповеди читать, - сразу встаёт в защитную позу моя знакомая, решив, что и я хочу провести с ней очередную воспитательную беседу, - не думай, что мне легко преодолеть стресс, который испытываешь при виде лежачего, беспомощного больного.

Но я не потяну подобного испытания, сил не хватит. Вот у приятельницы свекровь лежала в хосписе, и ухаживали за ней вполне нормально – главное, доплачивать вовремя. Когда она не смогла самостоятельно есть, её кормили через капельницы, поддерживали, сколько могли, и никаких пролежней не было. Человек ушел из жизни с достоинством, и родные не успели от неё устать и возненавидеть.

Можно и дома ухаживать за такими больными, чтобы не испытывать угрызений совести перед ними, но меня больше беспокоят муки совести перед своим маленьким ребенком, я не хочу, чтобы она росла в таких условиях. Мне приходится выбирать, достойная смерть свекрови, или достойная жизнь дочки».

А я Ирину и не собиралась воспитывать. Я у Ирины просто её мнение спросила. Но, видимо, не так легко далось Ирине решение, если она сразу оправдываться начала? Хотя, может, мне это и показалось.

И опять мне нужен совет, и я обращаюсь к Светлане Владимировне:

- Если в доме дети, как выстраивать их отношения с лежачими больными? Привлекать к уходу, стараться развести по разным сторонам жизни, делать вид, что ничего особенного не происходит?


- На этот вопрос тоже нет однозначного ответа – каждый случай уникален, как и каждая семья, которая сталкивается с такой проблемой. Да, бывают случаи, когда родственник, страдающий той или иной болезнью, может проявлять по отношению к детям агрессию, или подавать детям не лучший пример, тогда, естественно, стоит ограждать детей от такого общения.

В других же случаях, стоит учить детей проявлять заботу и внимание посильными для них способами, согласно их возрастным возможностям.

Однажды один дагестанец поделился со мной мудростью, она звучит примерно так: «Если в прошлое выстрелить из пистолета, то будущее выстрелит в вас из пушки». Хотела бы прокомментировать эту мудрость следующим случаем из жизни.

Как-то ко мне обратилась за помощью молодая женщина, у нее были проблемы с вынашиванием беременности, и ее ко мне отправил доктор. Постепенно в ходе терапии она мне поведала свои «семейные тайны». Так вот, она жила в довольно состоятельной семье, в своем доме.

В этом доме была одна комната, в которую ее мама старалась заходить как можно реже: там находилась парализованная старушка – бабушка моей клиентки. Эта старушка не могла ходить и говорить, но все понимала. За старушкой ухаживал утром и вечером ее зять, отец моей клиентки – менял простыни, кормил, давал лекарства, а вот дочь бывала в ее комнате не чаще двух раз в неделю и детей туда не пускала.

Почему так было, клиентка не знала, мала она тогда была – ей было не больше девяти лет на тот момент, когда ее бабушка умерла, пролежав одиноко в комнате не меньше семи лет.

Прошло много лет, но эта женщина, каждый раз беременея, со страхом ожидала, что и ее дочь или сын отнесутся к ней таким же образом, как и ее мама к ее бабушке. А еще она не могла простить свою маму за ее холодность к бабушке, что полностью отравляло и разрушало их отношения, лишая их понимания и любви, в котором нуждались обе эти женщины.

Я сама росла рядом с лежачей, тяжело больной бабушкой. Нас с детства приучали помогать дедушке в уходе за бабушкой: те, кто был постарше, убирали по дому, ходили в аптеку и магазин, кто помладше - мыли посуду и выполняли мелкие поручения. Мы очень любили нашу бабушку, жалели ее, как могли, скрашивали ее день своим детским щебетанием о детских пустяках, а она в лучшие дни могла нам рассказать сказку, научить молитве или тихонько напевала с нами слабым голосом.

Мы все до сих пор вспоминаем о тех днях с теплотой и радостью, никто из нас четверых не считает себя чем-то обделенными или угнетенными в нашем далеком детстве. Каждый из нас хранит глубоко в сердце свой урок любви, данный нам бабушкой и дедушкой.

–А что происходит с детской психикой под влиянием такого образа жизни?

- Понимаете, детская психика, как губка, она впитывает все то, что происходит вокруг нее. Если ребенок видит, что забота о лежачем больном в его семье считается нормой, что в доме не висит завеса трагизма и безысходности, что в семье все относятся к больному с пониманием и заботой, то ребенок и будет воспринимать все происходящее надлежащим образом. При этом, вырастая, он будет с пониманием относится к тому, что пожилые люди чаще болеют, что они слабеют и нуждаются в помощи и внимании.

Но если ребенок растет в среде, где лежачего больного исключают из жизни и отношения с ним сводят к минимуму, то и исход совсем другой – в душе этого ребенка поселится неприятие, отторжение старости и болезни, такой вот ребенок будет стремиться избегать болеющих и стареющих людей, он будет бояться и собственных болезней, своей беспомощности и старости.

Продолжение следует...

Вероника СЕВОСТЬЯНОВА


Полная версия:http://www.miloserdie.ru/articles/bremya-bolnogo-zhiznennye-istorii

Комментариев нет:

Отправить комментарий