Продолжение, начало 28.01.2015г.
История вторая: лежачий больной и дети
Инна твёрдо считает, что ребенок должен жить в благополучной
семье, и ссылается
на то, что даже психиатры и психотерапевты запрещают
привлекать детей к уходу за тяжёлыми больными. У Инны мама то в больнице, то в
хосписе: куда сможет в данный момент определить, туда и отвозит на время. «Да,
да, я знаю, - говорит она, - и мои знакомые, и на работе, на фабрике, тоже
считают, что только родные должны ухаживать, а посторонние люди - это хуже.
Но моей маме, между прочим, давно всё равно, кто ею
занимается, у неё каша в голове. Всё, что ей нужно - это еда и чистый памперс.
Она не с нами, она уже головой в разных местах и временах. И я не хочу, чтобы
моя маленькая дочь наблюдала за всем этим ежедневно». Дочка у Инны отличница,
победительница конкурсов и школьных олимпиад. Наверняка у этой девочки большое
будущее.
Игорь поёт шансон. Не то, чтобы очень уж известный
исполнитель, но свои поклонники имеются, Иринка, его жена, тоже в области
культуры трудится, да и дочку ещё с детского сада они начали водить по танцклассам
и театральным кружкам. Маму Игоря они сейчас оформляют в больницу.
«Даже не дави, Вероника, не надо мне проповеди читать, -
сразу встаёт в защитную позу моя знакомая, решив, что и я хочу провести с ней
очередную воспитательную беседу, - не думай, что мне легко преодолеть стресс,
который испытываешь при виде лежачего, беспомощного больного.
Но я не потяну подобного испытания, сил не хватит. Вот у
приятельницы свекровь лежала в хосписе, и ухаживали за ней вполне нормально –
главное, доплачивать вовремя. Когда она не смогла самостоятельно есть, её
кормили через капельницы, поддерживали, сколько могли, и никаких пролежней не
было. Человек ушел из жизни с достоинством, и родные не успели от неё устать и
возненавидеть.
Можно и дома ухаживать за такими больными, чтобы не
испытывать угрызений совести перед ними, но меня больше беспокоят муки совести
перед своим маленьким ребенком, я не хочу, чтобы она росла в таких условиях.
Мне приходится выбирать, достойная смерть свекрови, или достойная жизнь дочки».
А я Ирину и не собиралась воспитывать. Я у Ирины просто её
мнение спросила. Но, видимо, не так легко далось Ирине решение, если она сразу
оправдываться начала? Хотя, может, мне это и показалось.
И опять мне нужен совет, и я обращаюсь к Светлане
Владимировне:
- Если в доме дети, как выстраивать их отношения с лежачими
больными? Привлекать к уходу, стараться развести по разным сторонам жизни,
делать вид, что ничего особенного не происходит?
- На этот вопрос тоже нет однозначного ответа – каждый
случай уникален, как и каждая семья, которая сталкивается с такой проблемой.
Да, бывают случаи, когда родственник, страдающий той или иной болезнью, может
проявлять по отношению к детям агрессию, или подавать детям не лучший пример,
тогда, естественно, стоит ограждать детей от такого общения.
В других же случаях, стоит учить детей проявлять заботу и
внимание посильными для них способами, согласно их возрастным возможностям.
Однажды один дагестанец поделился со мной мудростью, она
звучит примерно так: «Если в прошлое выстрелить из пистолета, то будущее
выстрелит в вас из пушки». Хотела бы прокомментировать эту мудрость следующим
случаем из жизни.
Как-то ко мне обратилась за помощью молодая женщина, у нее
были проблемы с вынашиванием беременности, и ее ко мне отправил доктор.
Постепенно в ходе терапии она мне поведала свои «семейные тайны». Так вот, она
жила в довольно состоятельной семье, в своем доме.
В этом доме была одна комната, в которую ее мама старалась
заходить как можно реже: там находилась парализованная старушка – бабушка моей
клиентки. Эта старушка не могла ходить и говорить, но все понимала. За
старушкой ухаживал утром и вечером ее зять, отец моей клиентки – менял
простыни, кормил, давал лекарства, а вот дочь бывала в ее комнате не чаще двух
раз в неделю и детей туда не пускала.
Почему так было, клиентка не знала, мала она тогда была – ей
было не больше девяти лет на тот момент, когда ее бабушка умерла, пролежав
одиноко в комнате не меньше семи лет.
Прошло много лет, но эта женщина, каждый раз беременея, со
страхом ожидала, что и ее дочь или сын отнесутся к ней таким же образом, как и
ее мама к ее бабушке. А еще она не могла простить свою маму за ее холодность к
бабушке, что полностью отравляло и разрушало их отношения, лишая их понимания и
любви, в котором нуждались обе эти женщины.
Я сама росла рядом с лежачей, тяжело больной бабушкой. Нас с
детства приучали помогать дедушке в уходе за бабушкой: те, кто был постарше,
убирали по дому, ходили в аптеку и магазин, кто помладше - мыли посуду и
выполняли мелкие поручения. Мы очень любили нашу бабушку, жалели ее, как могли,
скрашивали ее день своим детским щебетанием о детских пустяках, а она в лучшие
дни могла нам рассказать сказку, научить молитве или тихонько напевала с нами
слабым голосом.
Мы все до сих пор вспоминаем о тех днях с теплотой и
радостью, никто из нас четверых не считает себя чем-то обделенными или
угнетенными в нашем далеком детстве. Каждый из нас хранит глубоко в сердце свой
урок любви, данный нам бабушкой и дедушкой.
–А что происходит с детской психикой под влиянием такого
образа жизни?
- Понимаете, детская психика, как губка, она впитывает все
то, что происходит вокруг нее. Если ребенок видит, что забота о лежачем больном
в его семье считается нормой, что в доме не висит завеса трагизма и
безысходности, что в семье все относятся к больному с пониманием и заботой, то
ребенок и будет воспринимать все происходящее надлежащим образом. При этом,
вырастая, он будет с пониманием относится к тому, что пожилые люди чаще болеют,
что они слабеют и нуждаются в помощи и внимании.
Но если ребенок растет в среде, где лежачего больного
исключают из жизни и отношения с ним сводят к минимуму, то и исход совсем
другой – в душе этого ребенка поселится неприятие, отторжение старости и
болезни, такой вот ребенок будет стремиться избегать болеющих и стареющих
людей, он будет бояться и собственных болезней, своей беспомощности и старости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий