Поговорите перед сказкой с ребенком о том, что бывают люди легкие в общении, а бывают и трудные. Первых легко понять, а вторых очень трудно. Это происходит от того, что такие люди бывают замкнуты и неразговорчивы, или стеснительны.
Поэтому они мало говорят. Впрочем, слова нужны не всегда. Порою достаточно представить себя на месте другого человека. Подумать о его интересах и заботах, о его вкусах и побуждениях. О том, что ему самому, возможно, очень не легко. И вот такие мысли могут побудить нас строить мостик к взаимопониманию с таким человеком, что наверняка облегчит взаимоотношение с ним.
Сказка предложит для понимания орешка специальный орехопереговорник. Но вот поистине сказочное чудо - это волшебное устройство вообще не понадобилось, когда друзья червячка Игнатия стали смотреть на мир с точки зрения ореха! Ради таких чудес, делающих волшебство необязательным, оправданы все старания сказочной педагогики.
1. Читаем сказку. Что нужно орешку?
На одном из чаепитий в норке у червячка Игнатия жук Дормидонт спросил хозяина:
- Что это за орешек тут у тебя лежит? Полезная штука. Из него можно какую-нибудь ореховую мебель смастерить.
- Ты что, как это - мебель? - запротестовала божья коровка Пятнашка. - Он же кругленький! Дать ему высохнуть и такой мячик получится. Будем в орехбол играть!
У паука Пафнутия было на этот счёт своё мнение:
- Мне кажется, из него отличная ваза для цветка выйдет. Можно сплести для неё подвеску из паутины, макраме называется, - красиво будет. Ой, мы тут думаем, как им распорядиться, а ты, червячок Игнатий, что об этом скажешь?
Червячок Игнатий слушал друзей с большим интересом и тут же откликнулся:
- Скажу, что вы здорово напридумывали - и каждый своё. Я всегда знал, что у меня очень творческие друзья.
- Ну, а про своё «своё» ты нам расскажешь? - уточнил паук Пафнутий. - Ты-то что придумал с ним сделать?
- Я придумал, что лучше всего у него спросить, - ответил червячок Игнатий. - У орешка.
- Ерунда! Орехи не разговаривают! - решительно возразил жук Дормидонт.
Многие люди думают, что и насекомые не разговаривают, и пауки, и червячки, - напомнил червячок Игнатий. - Но это ведь не мешает нам общаться.
- Ух ты! Орешек, скорее скажи что-нибудь! - воскликнула божья коровка. - И прости, что я предложила тобой в орехбол играть.
Наступила тишина, и Пятнашка спохватилась:
- Ой, он же весь в скорлупе. Наверное, сквозь неё слова не проходят. Верно, - согласился червячок Игнатий и поставил на стол какое-то устройство, похожее на радиоприёмник. - Поэтому мой друг Ном, очень творческий гном, сделал вот такой прибор для разговора с орехами. Орехопереговорник. Включить его?
- Подождите, подождите! - паук Пафнутий был взволнован. - Мы что, повторим ему то, что наговорили? Не хотите ли, уважаемый орешек, стать мебелью? Или вазой?
- Да, я бы крепко обиделся, если бы мне такое сказанули, - подтвердил жук Дормидонт. - Ещё бы предложили ореховый соус из него приготовить. Хорошо, что переговорник включить не успели.
- Давайте сначала придумаем что-нибудь такое, более приятное для орехов, - сказала Пятнашка. - Правда, я, наверное, не очень разбираюсь в особенностях их характера.
- Чего тут разбираться? - удивился Дормидонт. - Просто поставь себя на его место.
Божья коровка тут же вскочила из-за стола, подбежала к орешку, аккуратно подвинула его, встала рядом и стала усердно думать.
- Да я же не в этом смысле! - застонал жук Дормидонт. - А совсем в другом, как его.
- В переносном, - подсказал червячок Игнатий.
- Вот именно. - Жук Дормидонт посоображал и на всякий случай добавил: - Только не начинай, Пятнашка, ПЕРЕНОСИТЬ орех туда-сюда. Лучше догадайся, что ему самому хочется. Это и будет переносный смысл.
- Кажется, я понял, о чём ты говоришь, - обрадовался паук Пафнутий. - Орех - это ведь как бы семечко, зерно. Значит, для него главное - прорасти!
Жук Дормидонт удовлетворённо кивнул, а божья коровка Пятнашка с криком «Ну конечно же!» нежно погладила орех, вернулась за стол и с облегчением выпила чашку остывшего чая.
- Червячок Игнатий, а ты знаешь, где он созрел? На каком ореховом кусте? - спросил паук Пафнутий. - Чтобы там где-нибудь и посадить орешек.
- Знаю-знаю, - подтвердил Игнатий.
А жук Дормидонт уточнил: Не совсем в том же месте, а неподалёку, где свободная земля будет. Чтобы было где прорастать и разрастаться.
- И откладывать не будем, правда? - заметила Пятнашка. - Ему же скучно здесь без толку пылиться. Червячок Игнатий, не обижайся. Я не имею в виду, что у тебя в норке много пыли! Я говорю «пылиться» в этом, в переносном смысле. Совершенно в переносном!
- А что? Можно прямо сейчас отправиться! - решительно призвал друзей жук Дормидонт. Вся компания была с ним согласна. Когда они были уже довольно далеко от норки, божья коровка Пятнашка спохватилась:
- Мы ведь орехопереговорник забыли! И даже не попробовали его.
- Ничего, мы и так всё сообразили, что надо сделать. Это самое главное, - успокоил её паук Пафнутий.
К нему присоединился и червячок Игнатий:
- Конечно, если хочешь кого-то понять как следует, можно и без устройства обойтись. Честно говоря, я тоже его ещё не включал.
2. Размышление о прочитанном: "Опробуем переговорник".
Предложите своему ребенку поиграть с ним в "переговорник". Для этого в игру включите папу, бабушку, дедушку и всех остальных членов вашей семьи. Пусть кто-то один станет молчаливым и будет молчать всю игру, а кто-то станет его "переговорником" и будет за него отвечать на все вопросы остальных играющих.
А через 5 минут игры к молчащему возвращается дар речи и он объясняет когда его "переговорник" говорил верно, а когда не верно. И так по очереди каждый из играющих становится то молчуном, то "переговорником".
После игры, напомните ребенку прочитанную сказку и задайте, пожалуйста, следующие вопросы.
Возможные вопросы:
• Как, по-твоему, откуда в норке у червячка Игнатия появился орешек? Имеешь право придумать самостоятельно.
• Какой это мог быть орех: грецкий, арахис, лесной фундук? Почему?
• Почему каждый из друзей червячка Игнатия хотел по-своему распорядиться судьбой орешка?
• Что смутило паука Пафнутия и остальных, когда они узнали, что с орешком можно поговорить?
• Приходилось ли тебе встречаться с людьми, которые почти не разговаривали с тобой и поэтому трудно было понять, чего же они хотят?
• Как изменились мысли друзей, когда они стали думать о том, что нужно самому орешку?
• Помог ли им в этом орехопереговорник? Как помог или почему не помог?
• Как друзья смогут узнать, правильно ли они поняли орешка? Бывало ли так, что ты понимал, что нужно другому, безо всяких слов?
• Хотелось бы тебе иметь такое устройство, которое понимает мысли другого человека? Зачем?
3. Творческое задание.
Попросите ребенка сконструировать переговорник из подручных средств: коробочек, кубиков, пластилина, баночек, бусин, картона, цветной бумаги, проволоки и т.д.
Поэтому они мало говорят. Впрочем, слова нужны не всегда. Порою достаточно представить себя на месте другого человека. Подумать о его интересах и заботах, о его вкусах и побуждениях. О том, что ему самому, возможно, очень не легко. И вот такие мысли могут побудить нас строить мостик к взаимопониманию с таким человеком, что наверняка облегчит взаимоотношение с ним.
Сказка предложит для понимания орешка специальный орехопереговорник. Но вот поистине сказочное чудо - это волшебное устройство вообще не понадобилось, когда друзья червячка Игнатия стали смотреть на мир с точки зрения ореха! Ради таких чудес, делающих волшебство необязательным, оправданы все старания сказочной педагогики.
1. Читаем сказку. Что нужно орешку?
На одном из чаепитий в норке у червячка Игнатия жук Дормидонт спросил хозяина:
- Что это за орешек тут у тебя лежит? Полезная штука. Из него можно какую-нибудь ореховую мебель смастерить.
- Ты что, как это - мебель? - запротестовала божья коровка Пятнашка. - Он же кругленький! Дать ему высохнуть и такой мячик получится. Будем в орехбол играть!
У паука Пафнутия было на этот счёт своё мнение:
- Мне кажется, из него отличная ваза для цветка выйдет. Можно сплести для неё подвеску из паутины, макраме называется, - красиво будет. Ой, мы тут думаем, как им распорядиться, а ты, червячок Игнатий, что об этом скажешь?
Червячок Игнатий слушал друзей с большим интересом и тут же откликнулся:
- Скажу, что вы здорово напридумывали - и каждый своё. Я всегда знал, что у меня очень творческие друзья.
- Ну, а про своё «своё» ты нам расскажешь? - уточнил паук Пафнутий. - Ты-то что придумал с ним сделать?
- Я придумал, что лучше всего у него спросить, - ответил червячок Игнатий. - У орешка.
- Ерунда! Орехи не разговаривают! - решительно возразил жук Дормидонт.
Многие люди думают, что и насекомые не разговаривают, и пауки, и червячки, - напомнил червячок Игнатий. - Но это ведь не мешает нам общаться.
- Ух ты! Орешек, скорее скажи что-нибудь! - воскликнула божья коровка. - И прости, что я предложила тобой в орехбол играть.
Наступила тишина, и Пятнашка спохватилась:
- Ой, он же весь в скорлупе. Наверное, сквозь неё слова не проходят. Верно, - согласился червячок Игнатий и поставил на стол какое-то устройство, похожее на радиоприёмник. - Поэтому мой друг Ном, очень творческий гном, сделал вот такой прибор для разговора с орехами. Орехопереговорник. Включить его?
- Подождите, подождите! - паук Пафнутий был взволнован. - Мы что, повторим ему то, что наговорили? Не хотите ли, уважаемый орешек, стать мебелью? Или вазой?
- Да, я бы крепко обиделся, если бы мне такое сказанули, - подтвердил жук Дормидонт. - Ещё бы предложили ореховый соус из него приготовить. Хорошо, что переговорник включить не успели.
- Давайте сначала придумаем что-нибудь такое, более приятное для орехов, - сказала Пятнашка. - Правда, я, наверное, не очень разбираюсь в особенностях их характера.
- Чего тут разбираться? - удивился Дормидонт. - Просто поставь себя на его место.
Божья коровка тут же вскочила из-за стола, подбежала к орешку, аккуратно подвинула его, встала рядом и стала усердно думать.
- Да я же не в этом смысле! - застонал жук Дормидонт. - А совсем в другом, как его.
- В переносном, - подсказал червячок Игнатий.
- Вот именно. - Жук Дормидонт посоображал и на всякий случай добавил: - Только не начинай, Пятнашка, ПЕРЕНОСИТЬ орех туда-сюда. Лучше догадайся, что ему самому хочется. Это и будет переносный смысл.
- Кажется, я понял, о чём ты говоришь, - обрадовался паук Пафнутий. - Орех - это ведь как бы семечко, зерно. Значит, для него главное - прорасти!
Жук Дормидонт удовлетворённо кивнул, а божья коровка Пятнашка с криком «Ну конечно же!» нежно погладила орех, вернулась за стол и с облегчением выпила чашку остывшего чая.
- Червячок Игнатий, а ты знаешь, где он созрел? На каком ореховом кусте? - спросил паук Пафнутий. - Чтобы там где-нибудь и посадить орешек.
- Знаю-знаю, - подтвердил Игнатий.
А жук Дормидонт уточнил: Не совсем в том же месте, а неподалёку, где свободная земля будет. Чтобы было где прорастать и разрастаться.
- И откладывать не будем, правда? - заметила Пятнашка. - Ему же скучно здесь без толку пылиться. Червячок Игнатий, не обижайся. Я не имею в виду, что у тебя в норке много пыли! Я говорю «пылиться» в этом, в переносном смысле. Совершенно в переносном!
- А что? Можно прямо сейчас отправиться! - решительно призвал друзей жук Дормидонт. Вся компания была с ним согласна. Когда они были уже довольно далеко от норки, божья коровка Пятнашка спохватилась:
- Мы ведь орехопереговорник забыли! И даже не попробовали его.
- Ничего, мы и так всё сообразили, что надо сделать. Это самое главное, - успокоил её паук Пафнутий.
К нему присоединился и червячок Игнатий:
- Конечно, если хочешь кого-то понять как следует, можно и без устройства обойтись. Честно говоря, я тоже его ещё не включал.
2. Размышление о прочитанном: "Опробуем переговорник".
Предложите своему ребенку поиграть с ним в "переговорник". Для этого в игру включите папу, бабушку, дедушку и всех остальных членов вашей семьи. Пусть кто-то один станет молчаливым и будет молчать всю игру, а кто-то станет его "переговорником" и будет за него отвечать на все вопросы остальных играющих.
А через 5 минут игры к молчащему возвращается дар речи и он объясняет когда его "переговорник" говорил верно, а когда не верно. И так по очереди каждый из играющих становится то молчуном, то "переговорником".
После игры, напомните ребенку прочитанную сказку и задайте, пожалуйста, следующие вопросы.
Возможные вопросы:
• Как, по-твоему, откуда в норке у червячка Игнатия появился орешек? Имеешь право придумать самостоятельно.
• Какой это мог быть орех: грецкий, арахис, лесной фундук? Почему?
• Почему каждый из друзей червячка Игнатия хотел по-своему распорядиться судьбой орешка?
• Что смутило паука Пафнутия и остальных, когда они узнали, что с орешком можно поговорить?
• Приходилось ли тебе встречаться с людьми, которые почти не разговаривали с тобой и поэтому трудно было понять, чего же они хотят?
• Как изменились мысли друзей, когда они стали думать о том, что нужно самому орешку?
• Помог ли им в этом орехопереговорник? Как помог или почему не помог?
• Как друзья смогут узнать, правильно ли они поняли орешка? Бывало ли так, что ты понимал, что нужно другому, безо всяких слов?
• Хотелось бы тебе иметь такое устройство, которое понимает мысли другого человека? Зачем?
3. Творческое задание.
Попросите ребенка сконструировать переговорник из подручных средств: коробочек, кубиков, пластилина, баночек, бусин, картона, цветной бумаги, проволоки и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий