Люди обычно испытывают дискомфорт при встрече с инвалидами. Особенно если у него физический дефект, режущий взгляд. Но никто не гарантирован от увечья.
И если оно случилось с кем-то дорогим и близким, всё выглядит совершенно иначе. Поэтому всё дело не в самой инвалидности, а в том, насколько она заслоняет от нас самого человека.
Нам, взрослым, это более или менее понятно. Но сделать это понятным для ребёнка не всегда просто. Для этого надо снова и снова помогать ему пробиться сквозь внешнее к человеческому. К такому состоянию, когда мне приятно смотреть на человека независимо от его физических особенностей.
Впрочем, бывают случаи, когда наше повышенное уважение и симпатия к человеку невольно связаны именно с его физическими недостатками. Например, когда мы смотрим на спортсменов, участвующих в параолимпиадах.
Когда замечательно поёт слепая певица. Когда нас поражает доброжелательность и радостное состояние духа детей с синдромом Дауна или другим подобным заболеванием.
Поэтому надо постараться, чтобы дети чаще встречались с подобными примерами. Чтобы усилия сказочной педагогики находили опору в реальном детском опыте. Однако, возвращаясь к сказочному миру, не забудем ли мы объяснить детям, что такое объёмные салочки? Или это они нам объяснят?
1. Читаем сказку. Пятиногий!
Сухо, но не солнечно. Ветрено, но в меру. Всё как будто специально для игры в объёмные салочки. Компания червячка Игнатия решила в этот день собраться пораньше, чтобы поиграть. И погода их поддержала.
Правда, не смог выбраться паук Пафнутий, но он прислал целых двух заместителей: паучонка Чака и паучонку Чику. Они примчались к норке Игнатия даже раньше времени, но вид у них был странный. Точнее, перепуганный.
- Что случилось, паучата? - спросил червячок Игнатий, который первым заметил, что ребята растеряны и даже дрожат.
- Да мы там...
- Встретили такого...
Ой, страх!
- ПЯТИНОГИЙ ПАУК!
- Постойте, постойте, - вмешался жук Дормидонт. - Он вам угрожал как-нибудь? Так я его! Да нет, - всхлипнула Чика. - Он просто шёл. Но так странно, медленно, кособоко. Просто жуть.
- Будто и не паук вовсе, а привидение, - добавил Чак.
- Как это вы вообще заметили, что у него пять ног? - поинтересовалась стрекозка Зоя. - Пять или восемь - неужели так уж заметна разница?
- Ещё бы! - в один голос воскликнули Чак и Чика.
- Ладно, ребята. Может, он очень даже хороший, хоть и ходит странно, - успокаивающе произнёс червячок Игнатий.
- Может, он даже герой каких-нибудь особых событий, - поддержал его жук Дормидонт.
- Может, мы уже играть начнём, пока погода подходящая? - подскочила к ним божья коровка Пятнашка. - Между прочим, я ещё трёх любителей объёмных салочек пригласила, но их дожидаться не обязательно. Придут - подключатся.
- Кого позвала? - поинтересовалась стрекозка Зоя.
- Не знаю, - честно призналась Пятнашка. - Вернее, знаю только по никам, так имена в Интернете называются. Вроде прозвищ. Даже не знаю, жуки они или стрекозы. Сидела за компьютером в Интернет-кафе и общалась с теми, кто объёмные салочки любит. Вот и пригласила. Гогу, Жизель и Файва. Ну всё, начинаем!
- Файв? Знакомое имя. - стал припоминать червячок Игнатий, который тоже порою бывал в Интернете, но божья коровка уже объявила себя водящей, так что он поторопился расправить крылышки.
Объёмные салочки - захватывающая игра. Правда, для неё надо уметь летать. Или быстро выпускать паутинку, перелетая туда - сюда. Играют обычно в кроне большого дерева. На этот раз выбрали самый большой тополь из тех, что поблизости.
В игре паучата забыли про свой страх. Вообще-то они забыли и про всё остальное на свете, кроме самой игры. Каждый из них мечтал оказаться тем единственным победителем, который заберёт в плен всех остальных.
Но не так-то это было просто, ведь все остальные были постарше. В том числе и новые знакомые: муха Жизель, жук-пожарник Гога и паук Файв. Правда, перерывов на знакомство устраивать не стали: каждый тут же входил в игру, и приходилось гонять ещё резвее.
Но как же изумились паучата, когда победителем, поймавшим ВСЕХ, оказался паук Файв. Ведь именно его, пятиногого, они так испугались по дороге сюда. Теперь он казался им удивительно складным и ловким. Это же не шутка: обыграть таких мастеров, как божья коровка Пятнашка и стрекозка Зоя. Да ещё если у тебя на три ноги меньше, чем у обычного паука или паучонка!
В норке, за чаем, червячок Игнатий вспомнил, откуда ему знакомо имя Файва. Но решил уточнить:
- Это вашу книгу я читал в Интернете - про то, что инвалидов не бывает?
Файв кивнул, а паучонок Чак, который смотрел на него с восхищением, спросил:
- А кто такие инвалиды? И почему их не бывает?
- Инвалидами называют тех, кто ничего не может делать, потому что у него не хватает лапок, крылышек или с головой что-то не в порядке, - объяснил Файв. - Но ведь не бывает таких, кто СОВСЕМ ни на что не способен. Просто некоторые прячутся ото всех в свою щель, прячутся за свои трудности.
А можно и с этими трудностями быть особенным и нужным для остальных. Когда у меня было восемь ног, я вообще не умел играть в объёмные салочки. А после того, как попал в аварию, - решил научиться. Чтобы те, у кого всего одной ноги не хватает, знали: они тоже могут! С пятью ногами мне трудно плести паутину. Но я себе особую паутину нашёл.
Ведь Интернет так и называют - всемирной паутиной, потому что она весь мир оплетает.
- Ой, извините нас, Файв, что мы вас сначала так забоялись, - смущённо сказала Чика. - Мы теперь видим, что вы просто особенный. И очень гордимся, что познакомились с вами.
- Мы теперь никого из особенных бояться не будем, - пообещал Чак. Да, пожалуйста, не бойтесь! - обрадовался Файв. - Тогда поменьше будет тех, кто в свою щель хочет забиться.
- Вот только я спросить хотел. - замялся Чак.
- Спрашивай, раз хотел, - улыбнулся ему Файв.
- А с восемью ногами тоже можно научиться так классно играть в объёмные салочки, как вы?
- О, в этом я совершенно уверен! - воскликнул пятиногий паук. - Нет, не надо дожидаться, пока с тобой что-то случится. Когда-нибудь ты нас всех, и меня тоже, непременно победишь. И я буду только рад этому.
- Может быть, это уже сегодня произойдёт? - мечтательно пропела божья коровка Пятнашка. - Почему бы нам не сыграть после чая ещё разок? Только предупреждаю: я тоже не прочь стать победительницей.
2. Размышление о прочитанном: "Человек преодоления".
После прочтения сказки, поговорите с ребенком о том, что Файв, хотя в сказке он в роли паука, - человек преодоления. И победитель, потому что преодоление его успешно.
Не у каждого инвалида оно оказывается таким успешным, чтобы он оказался заметным как победитель. Но сам процесс постоянного преодоления известен каждому человеку с ограниченными возможностями. Уже за это его можно уважать и считать особым в лучшем смысле слова.
Инвалид - обладатель всего, чего он не лишён. Это очень оптимистично, потому что каждому из людей много чего дано. Если ребёнок будет ощущать это, пусть даже смутно, ему будет легче воспринимать инвалидов, а может быть даже, при случае, он сможет психологически поддержать кого-то.
Возможные вопросы:
• Испугался бы ты паука? Любого? Или пятиногого? Почему испугались Чак и Чика?
• Почему пять ног для паука это мало, а для человека слишком много?
• Знаешь ли ты, что такое Интернет?
• Почему в Интернете (а иногда и просто в компании) люди называют друг друга прозвищами? (В Интернете вместо слова «прозвище» говорят «ник».)
• Смогли бы люди играть в объёмные салочки? Или они по сравнению с насекомыми немножко инвалиды?
• Почему Файв считал, что инвалидов не бывает? Значит, он и себя не считал инвалидом?
• Встречались ли тебе в жизни инвалиды? Приходилось ли с ними общаться? А дружить?
• Почему Чак засомневался, что обычных паук с восемью ногами может лучше всех играть в объёмные салочки?
• Как по-твоему, кто выиграл в салочки после чаепития? Почему ты так думаешь?
• Кто из участников игры понравился тебе больше всех? Почему?
3. Творческое задание.
Попросите ребенка изготовить паука Файва из пластилина и проволоки, или предложите ему нарисовать рисунок к сказке.
И если оно случилось с кем-то дорогим и близким, всё выглядит совершенно иначе. Поэтому всё дело не в самой инвалидности, а в том, насколько она заслоняет от нас самого человека.
Нам, взрослым, это более или менее понятно. Но сделать это понятным для ребёнка не всегда просто. Для этого надо снова и снова помогать ему пробиться сквозь внешнее к человеческому. К такому состоянию, когда мне приятно смотреть на человека независимо от его физических особенностей.
Впрочем, бывают случаи, когда наше повышенное уважение и симпатия к человеку невольно связаны именно с его физическими недостатками. Например, когда мы смотрим на спортсменов, участвующих в параолимпиадах.
Когда замечательно поёт слепая певица. Когда нас поражает доброжелательность и радостное состояние духа детей с синдромом Дауна или другим подобным заболеванием.
Поэтому надо постараться, чтобы дети чаще встречались с подобными примерами. Чтобы усилия сказочной педагогики находили опору в реальном детском опыте. Однако, возвращаясь к сказочному миру, не забудем ли мы объяснить детям, что такое объёмные салочки? Или это они нам объяснят?
1. Читаем сказку. Пятиногий!
Сухо, но не солнечно. Ветрено, но в меру. Всё как будто специально для игры в объёмные салочки. Компания червячка Игнатия решила в этот день собраться пораньше, чтобы поиграть. И погода их поддержала.
Правда, не смог выбраться паук Пафнутий, но он прислал целых двух заместителей: паучонка Чака и паучонку Чику. Они примчались к норке Игнатия даже раньше времени, но вид у них был странный. Точнее, перепуганный.
- Что случилось, паучата? - спросил червячок Игнатий, который первым заметил, что ребята растеряны и даже дрожат.
- Да мы там...
- Встретили такого...
Ой, страх!
- ПЯТИНОГИЙ ПАУК!
- Постойте, постойте, - вмешался жук Дормидонт. - Он вам угрожал как-нибудь? Так я его! Да нет, - всхлипнула Чика. - Он просто шёл. Но так странно, медленно, кособоко. Просто жуть.
- Будто и не паук вовсе, а привидение, - добавил Чак.
- Как это вы вообще заметили, что у него пять ног? - поинтересовалась стрекозка Зоя. - Пять или восемь - неужели так уж заметна разница?
- Ещё бы! - в один голос воскликнули Чак и Чика.
- Ладно, ребята. Может, он очень даже хороший, хоть и ходит странно, - успокаивающе произнёс червячок Игнатий.
- Может, он даже герой каких-нибудь особых событий, - поддержал его жук Дормидонт.
- Может, мы уже играть начнём, пока погода подходящая? - подскочила к ним божья коровка Пятнашка. - Между прочим, я ещё трёх любителей объёмных салочек пригласила, но их дожидаться не обязательно. Придут - подключатся.
- Кого позвала? - поинтересовалась стрекозка Зоя.
- Не знаю, - честно призналась Пятнашка. - Вернее, знаю только по никам, так имена в Интернете называются. Вроде прозвищ. Даже не знаю, жуки они или стрекозы. Сидела за компьютером в Интернет-кафе и общалась с теми, кто объёмные салочки любит. Вот и пригласила. Гогу, Жизель и Файва. Ну всё, начинаем!
- Файв? Знакомое имя. - стал припоминать червячок Игнатий, который тоже порою бывал в Интернете, но божья коровка уже объявила себя водящей, так что он поторопился расправить крылышки.
Объёмные салочки - захватывающая игра. Правда, для неё надо уметь летать. Или быстро выпускать паутинку, перелетая туда - сюда. Играют обычно в кроне большого дерева. На этот раз выбрали самый большой тополь из тех, что поблизости.
В игре паучата забыли про свой страх. Вообще-то они забыли и про всё остальное на свете, кроме самой игры. Каждый из них мечтал оказаться тем единственным победителем, который заберёт в плен всех остальных.
Но не так-то это было просто, ведь все остальные были постарше. В том числе и новые знакомые: муха Жизель, жук-пожарник Гога и паук Файв. Правда, перерывов на знакомство устраивать не стали: каждый тут же входил в игру, и приходилось гонять ещё резвее.
Но как же изумились паучата, когда победителем, поймавшим ВСЕХ, оказался паук Файв. Ведь именно его, пятиногого, они так испугались по дороге сюда. Теперь он казался им удивительно складным и ловким. Это же не шутка: обыграть таких мастеров, как божья коровка Пятнашка и стрекозка Зоя. Да ещё если у тебя на три ноги меньше, чем у обычного паука или паучонка!
В норке, за чаем, червячок Игнатий вспомнил, откуда ему знакомо имя Файва. Но решил уточнить:
- Это вашу книгу я читал в Интернете - про то, что инвалидов не бывает?
Файв кивнул, а паучонок Чак, который смотрел на него с восхищением, спросил:
- А кто такие инвалиды? И почему их не бывает?
- Инвалидами называют тех, кто ничего не может делать, потому что у него не хватает лапок, крылышек или с головой что-то не в порядке, - объяснил Файв. - Но ведь не бывает таких, кто СОВСЕМ ни на что не способен. Просто некоторые прячутся ото всех в свою щель, прячутся за свои трудности.
А можно и с этими трудностями быть особенным и нужным для остальных. Когда у меня было восемь ног, я вообще не умел играть в объёмные салочки. А после того, как попал в аварию, - решил научиться. Чтобы те, у кого всего одной ноги не хватает, знали: они тоже могут! С пятью ногами мне трудно плести паутину. Но я себе особую паутину нашёл.
Ведь Интернет так и называют - всемирной паутиной, потому что она весь мир оплетает.
- Ой, извините нас, Файв, что мы вас сначала так забоялись, - смущённо сказала Чика. - Мы теперь видим, что вы просто особенный. И очень гордимся, что познакомились с вами.
- Мы теперь никого из особенных бояться не будем, - пообещал Чак. Да, пожалуйста, не бойтесь! - обрадовался Файв. - Тогда поменьше будет тех, кто в свою щель хочет забиться.
- Вот только я спросить хотел. - замялся Чак.
- Спрашивай, раз хотел, - улыбнулся ему Файв.
- А с восемью ногами тоже можно научиться так классно играть в объёмные салочки, как вы?
- О, в этом я совершенно уверен! - воскликнул пятиногий паук. - Нет, не надо дожидаться, пока с тобой что-то случится. Когда-нибудь ты нас всех, и меня тоже, непременно победишь. И я буду только рад этому.
- Может быть, это уже сегодня произойдёт? - мечтательно пропела божья коровка Пятнашка. - Почему бы нам не сыграть после чая ещё разок? Только предупреждаю: я тоже не прочь стать победительницей.
2. Размышление о прочитанном: "Человек преодоления".
После прочтения сказки, поговорите с ребенком о том, что Файв, хотя в сказке он в роли паука, - человек преодоления. И победитель, потому что преодоление его успешно.
Не у каждого инвалида оно оказывается таким успешным, чтобы он оказался заметным как победитель. Но сам процесс постоянного преодоления известен каждому человеку с ограниченными возможностями. Уже за это его можно уважать и считать особым в лучшем смысле слова.
Инвалид - обладатель всего, чего он не лишён. Это очень оптимистично, потому что каждому из людей много чего дано. Если ребёнок будет ощущать это, пусть даже смутно, ему будет легче воспринимать инвалидов, а может быть даже, при случае, он сможет психологически поддержать кого-то.
Возможные вопросы:
• Испугался бы ты паука? Любого? Или пятиногого? Почему испугались Чак и Чика?
• Почему пять ног для паука это мало, а для человека слишком много?
• Знаешь ли ты, что такое Интернет?
• Почему в Интернете (а иногда и просто в компании) люди называют друг друга прозвищами? (В Интернете вместо слова «прозвище» говорят «ник».)
• Смогли бы люди играть в объёмные салочки? Или они по сравнению с насекомыми немножко инвалиды?
• Почему Файв считал, что инвалидов не бывает? Значит, он и себя не считал инвалидом?
• Встречались ли тебе в жизни инвалиды? Приходилось ли с ними общаться? А дружить?
• Почему Чак засомневался, что обычных паук с восемью ногами может лучше всех играть в объёмные салочки?
• Как по-твоему, кто выиграл в салочки после чаепития? Почему ты так думаешь?
• Кто из участников игры понравился тебе больше всех? Почему?
3. Творческое задание.
Попросите ребенка изготовить паука Файва из пластилина и проволоки, или предложите ему нарисовать рисунок к сказке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий