среда, 15 января 2014 г.

Урок понимания, принятия и сочувствия 6. Необыкновенный Бимби-Кримби

Перед тем как прочитать сказку, поговорите, пожалуйста, с ребенком о том, что некоторые люди могут заметно отличаться от других. Иногда эти отличия у них от рождения, иногда они возникают в результате болезни или несчастного случая.

Таких особых людей, которым жить чаще всего труднее, чем людям обычным, часто называют инвалидами. Или, если не хотят обижать их этим словом, говорят «люди с ограниченными возможностями».

Кстати, порою эти ограниченные возможности сопровождаются удивительными способностями. Я знаю мальчика, которому очень трудно было общаться с окружающими, но зато он всех побеждал на математических олимпиадах. 

Знаю девочку, которая не умела говорить, но писала потрясающие стихи, афоризмы и сказки. Бывают слепые, которые видят будущее. А самый высокий на Земле человек, который живёт в Китае, с помощью своих длинных рук сумел спасти дельфина, который так глубоко заглотнул кусок пластика, что невозможно было сделать операцию. Между прочим, этот человек тоже своего рода инвалид: он ходит, опираясь на две палки.

Некоторые боятся инвалидов, хотя этим людям больше других нужно наше внимание и общение. И сами они бывают удивительно внимательны и по-хорошему общительны, если видят, что к ним относятся на равных.

Бимби-Кримби вроде бы никак не назвать инвалидом: он может даже гораздо больше, чем обычный человек. Но и он особый, поэтому его сторонятся те, кто не хочет тратить душевных сил на непонятно кого. К счастью, нашёлся кое-кто, кто взглянул на него так, как Бимби-Кримби заслуживал.

1. Читаем сказку. Необыкновенный Бимби-Кримби

Бимби-Кримби - это был такой особый человек. У него было десять рук, поэтому он хорошо и быстро мастерил всё что угодно. У него было десять ног, поэтому он очень проворно бегал. У него было пять глаз, и он был очень зорким. 

У него было шесть ушей, и он мог слышать даже самые неслышные звуки. У него было три носа, и он различал запахи, о которых не догадывались даже собаки. У него было два рта, и оба они очень громко говорили.

Бимби-Кримби жил совсем один. Он очень скучал без друзей, но никто не заходил к нему в гости. Одни считали Бимби-Кримби уродливым созданием, от которого лучше держаться подальше. 

Другим казалось, что у Бимби-Кримби дом всегда полон народа. А на самом деле Бимби-Кримби был один-одинёшенек. Просто он топал сразу десятью ногами, работал сразу десятью руками и разговаривал сразу двумя ртами, каждый из которых говорил очень громко. И разговаривал Бимби-Кримби сам с собой - чтобы было повеселее.

Надоела Бимби-Кримби такая одинокая жизнь, и пошёл он по белу свету искать что-нибудь другое. Правда, медленно ходить он не умел и поэтому побежал по белу свету со всех своих десяти ног. А на бегу разве с кем-нибудь подружишься?

Но вот Бимби-Кримби устал и свернул в поле, к стогу сена. Привалился к стогу, закрыл один глаз - не спится. Закрыл второй глаз - не спится. Закрыл третий - не спится. Закрыл четвертый - не спится. Наконец, закрыл пятый глаз - и стал задрёмывать. А уши не догадался сеном заткнуть. Слышит - кто-то тихонечко плачет.

Вскочил Бимби-Кримби, обогнул стог, видит - с другой стороны стога сидит совершенно расстроенная девочка. Бимби-Кримби не стал спрашивать девочку, что случилось, чтобы не испугать её своим громким голосом. 

Он осмотрелся вокруг всеми своими пятью глазами. Третьим глазом он заметил игрушечную мельницу, лежащую в сене. Она была вся разломана. Только зоркий Бимби-Кримби мог узнать в этой груде палочек и щепочек бывшую ветряную мельницу. Не говоря ни слова, Бимби-Кримби принялся ремонтировать игрушку. Десять рук так и мелькали.

Скоро ветряная мельница была как новенькая и даже ещё лучше. Её крылья крутились от малейшего ветерка. Но Бимби-Кримби не успокоился. Он сделал игрушечный грузовичок, который подвозил к мельнице настоящие зёрна. Зёрна Бимби-Кримби вытряс из валявшихся на земле колосков. Мельница молола эти зерна, и из неё сыпалась настоящая мука в крошечные игрушечные мешочки.

Девочка перестала плакать. Она замерла в удивлении, глядя на то, что сделал Бимби-Кримби. И Бимби-Кримби тоже замер, глядя в её огромные глаза, в которых печаль сменялась радостью.

Потом девочка посмотрела на Бимби-Кримби, и к радости в её глазах добавилось восхищение.

- Какой ты удивительный, - сказала она. - Как замечательно, что у тебя столько ног и ты вовремя добежал сюда. Как хорошо, что у тебя столько ушей и ты расслышал мой тихий плач. Как чудесно, что у тебя столько глаз и ты сумел разглядеть из-за чего мне плохо. Как прекрасно, что у тебя столько рук и ты сумел всё так ловко сделать.

Может быть, девочка ничего такого вслух и не произнесла, но Бимби-Кримби прочитал в её светлых глазах именно это. И Бимби-Кримби решил остаться жить здесь, рядом с девочкой, которую звали Мэри. Рядом с девочкой, умеющей печалиться, радоваться и восхищаться.

Он построил себе деревянный дом на лесной опушке у края поля. Солнце не успело ещё закатиться, а дом уже был готов. Вот как умел работать необыкновенный человек Бимби-Кримби! Особенно когда на него смотрели такие необыкновенные глаза. Глаза девочки, которую звали Мэри.

Так заканчивается сказка про Бимби-Кримби. И так началась его по-настоящему сказочная жизнь. Впрочем, каждый, кто умеет понимать, дружить и любить, наверняка может рассказать про это свою собственную сказочную историю.

2. Размышление о прочитанном: "Каждому нужно, чтобы его оценили".

После того, как сказка будет вами прочитана, порассуждайте с ребенком о том, что если присмотреться, то Бимби-Кримби не такой уж и подарок: топает, как целая толпа народа, громко говорит сразу двумя ртами, да и вообще какое-то чудище. 

Не случайно ведь он был таким одиноким. Но для девочки Мэри он оказался именно настоящим подарком судьбы - потому что она обратила внимание не на его несуразность, а на его необыкновенные достоинства. Для всех Бимби-Кримби был утомительно другим, а для неё - удивительно другим. Вот главный секрет этого сюжета.

Уметь оценивать лучшие свойства человека - это так интересно, правда? Не по пятибалльной или десятибалльной системе, а в том смысле, каков этот человек на самом деле. 

Что в нём примечательного или даже замечательного. Может быть, это совсем не то, что бросается в глаза. А значит - всё зависит от нашей способности к пониманию.

Возможные вопросы:
• Как по-твоему, Бимби-Кримби был красивым или уродливым?
• Какие его свойства были всем заметны? А какие - не всем?
• Хотел бы ты иметь такого друга? Почему?
• Встречал ли ты в жизни людей, которые сильно не похожи на остальных?
• Почему Бимби-Кримби был одиноким?
• Что он придумал, чтобы избежать одиночества? Почему это средство оказалось не очень подходящим?
• Как ты думаешь, почему плакала девочка Мэри? Раз об этом не говорится в сказке, можно придумать самому.
• Бывало ли так, что ты познакомился с человеком, который тебе показался странным, а потом оказался замечательным? А ты сам становишься лучше или хуже, когда тобой восхищаются?
• Что в необыкновенном человеке Бимби-Кримби обыкновенного?

3. Творческое задание.
Попросите ребенка нарисовать Бимби-Кримби или вылепить его из пластилина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий