1. Читаем сказку. Микряне
- Расскажу вам одну
важную новость, - сказал однажды червячок Игнатий друзьям на вечернем чаепитии.
- Я открыл планету!
- Не мо... - начал
было возражать жук Дормидонт, но тут же спохватился и замолчал.
Он вспомнил, как
червячок Игнатий мечтал побывать в Космосе. Жук тогда не поверил, что это
возможно, но ведь в Космосе можно побывать не только с помощью тела, скафандра
и ракеты.
Можно путешествовать с помощью мысли, для которой ни скафандр, ни
ракета не нужны.
- Могу даже показать
её вам в микроскоп, - добавил червячок.
- В телескоп, -
поправил паук Пафнутий. - В телескоп мы смотрим на планеты и звёзды, а в
микроскоп на всякую мелочь.
- То-то и оно, что в
микроскоп. Это особая планета. Хотя можно, конечно, назвать её мелочью, но я бы
не стал. Да вы сами сейчас убедитесь. Я обещал микрянам, то есть тем, кто на
микропланете живёт, их с вами познакомить.
Когда все собрались
около микроскопа, червячок Игнатий предупредил:
- Не шумите,
пожалуйста. То есть не говорите все сразу. Микряне вас будут видеть и слышать,
когда я включу гномпьютер.
- Гномпьютер? Что это
такое? - удивилась стрекозка Зоя.
- Это компьютер,
который гном Ном сделал, - пояснил жук Дормидонт. - Классное устройство!
Кстати, и микроскоп
тоже гном Ном сделал, - добавил Игнатий. - Для своих тонких работ. Но дал его
мне на время, к гномпьютеру подсоединил. Вот я и открыл микропланету. Ну что,
будем с микрянами знакомиться?
Друзья молча
закивали, чтобы не говорить всем сразу. Червячок Игнатий нажал кнопку, и на
экране гномпьютера появилась маленькая яркая точка.
- Неужели перегорел?
- охнул жук Дормидонт.
- Нет, это планета и
есть, - успокоил его червячок. - Она самоосвещаемая, поэтому на экране сначала
кажется звёздочкой. А мне она показалась пылающей пылинкой, вот я её и заметил.
Внимание, увеличиваем приближение.
Точка быстро
расширялась, превратилась в картинку - и скоро все убедились, что перед ними
очень симпатичная планетка, вовсе не похожая на Землю.
На микропланете не
было морей и океанов, зато было великое множество озёр, рек, речек, прудов и
каналов. А ещё - лесов, садов, парков, цветников и разнообразных зарослей.
А домики! Друзья не
заметили даже двух одинаковых домиков. Зато больших многоэтажных домов не было
вообще. Но когда увеличение стало таким, что на экране остался
один-единственный домик с его обитателями, стало ещё интереснее.
Микряне были так же
непохожи друг на друга, как их домики.
- Какие они разные! -
восхищённо сказал паук Пафнутий.
- Да вас тоже
одинаковыми не назовёшь! - раздался голос, такой весёлый, что это веселье
пробивалось даже сквозь компьютерный перевод, без которого трудно было бы
понимать друг друга.
- Любопытно, почему
вы вокруг какого-нибудь своего солнышка не летаете? - спросила божья коровка
Пятнашка.
- Нам интереснее
летать по-своему, где захотим, - отозвался микрянин (или микрянка?) с
пятнышками, которых было в десять раз больше, чем у божьей коровки.
- А выставки картин у
вас бывают? - задал свой вопрос паук Пафнутий.
- Ещё бы! - ответил
кто-то двадцатиногий. - Как у кого появится новая картина, тут же выставку устраиваем.
Под названием «Выставка новой картины». Или вот у меня недавно была выставка
нового плетения. На всю планету мою паутинную картину показали.
- Хотелось бы знать,
как у вас к изобретателям относятся? - раздался бас жука Дормидонта.
Ответ прозвучал ещё
более густым басом:
- Нормально. На
каждом изобретении у нас помещают портрет изобретателя. Хотя бы крошечный.
- С людьми микряне
тоже общаются? - поинтересовалась стрекозка Зоя.
В ответ раздался
дружный хохот микропланетной компании, понятный без перевода. Отсмеявшись
раньше остальных, одна стройная многокрылая микрянка сказала:
- Они нас не
замечают. Ищут и придумывают каких-то своих инопланетян - злых, страшных,
громадных, - а нас обнаружить не могут. Ну, нам-то что! Мы свободная планета, и
прекрасно без них обходимся. К тому же люди такие одинаковые.
- Ну, не такие уж. -
заступился за людей червячок Игнатий. - Просто они больше любят быть похожими
на кого-нибудь, чем вы и мы.
- Ну ладно, червячок
Игнатий. Мы знаем, вы людей тоже любите, - улыбнулся длинненький и мягенький
симпатяга, который был, судя по всему, хозяином дома. - А нам прощаться пора.
Нашей планете перед сном надо полетать. Если хотите, завтра можно снова
собраться. Хорошо?
Давайте завтра общее чаепитие устроим, -
предложил червячок Игнатий. - Вы там, а мы здесь.
- Давайте, - дружным
хором, хотя как-то неуверенно отозвались микряне. Изображение стало уменьшаться, пока не превратилось в блестящую
крошечную точку. Игнатий выключил гномпьютер, и все вернулись к столу.
Что-то мне показалось, они не очень хорошо поняли, что такое
чаепитие, - озабоченно произнёс жук Домидонт.
- Значит, и мы сумеем научить их чему-то
хорошему! - обрадовалась божья коровка Пятнашка. - Кто хочет ещё чашечку
горячего чая?
2. Размышление о прочитанном: "Умеем ли мы пить чай".
Расскажите ребенку о
том, что раньше люди устраивали по вечерам дома чаепитие со своими друзьями и
родными. На этих чаепитиях не только пили чай с разными вкусностями. но и
беседовали об интересном, рассказывали друг другу что-то новое. Чаепитие для
людей служило неким символом общения, дружелюбия, стремления к взаимопониманию.
Предложите ребенку
поиграть с вами в чаепитие, используя его любимые игрушки. Старайтесь не просто
"угощать" игрушки чаем и вкусностями. но и вести беседу, рассказывать
что-то интересное от лица каждого героя.
После
того, как вы наиграетесь с ребенком в чаепитие, напомните ему, пожалуйста,
содержание сказки и задайте вопросы.
Возможные вопросы:
·
Приходилось
ли тебе смотреть в микроскоп? А в телескоп? И что там было видно?
·
Чем
микропланета отличалась от Земли?
·
Хотел
бы ты побывать в мире, где ни жители, ни дома не похожи друг на друга? Почему
хотел бы или не хотел бы?Как по-твоему, обитатели такого мира живут дружнее,
чем люди на Земле, или нет? Почему ты так думаешь? Понравились ли тебе микряне?
Чем?
·
Чем
каждый микрянин, отвечавший на вопрос, был похож на того, кто этот вопрос
задавал? А чем не похож?
·
Почему
люди не обнаружили микрян?
·
Как
ты думаешь, интересным будет общее чаепитие микрян и компании червячка Игнатия?
·
Почему
эта компания так любит собираться пить чай?
·
Что
важнее для чаепития: заварка, сахар или общение?
3. Творческое задание.
1. Предложите ребенку
нарисовать микропланету, напомнив ему перед этим, что на ней было великое
множество озёр, рек, речек, прудов и каналов, а ещё - лесов, садов, парков,
цветников и разнообразных зарослей, а еще было много различных непохожих друг
на друга домиков.
2. Можно предложить на
выбор нарисовать или сделать домик микрян. Для этого задания подойдет все, что
есть под рурой: пластилин, кубики. конструктор, картон, цветная бумага и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий