1. Читаем сказку. Что нужно орешку?
На одном из чаепитий в норке у червячка Игнатия жук Дормидонт спросил хозяина:
- Что это за орешек тут у тебя лежит? Полезная штука. Из него можно
какую-нибудь ореховую мебель смастерить.
- Ты что, как это - мебель? - запротестовала божья коровка
Пятнашка. - Он же кругленький! Дать ему высохнуть и такой мячик получится.
Будем в орехбол играть!
У паука Пафнутия было на этот счёт своё мнение:
- Мне кажется, из него отличная ваза для цветка выйдет. Можно
сплести для неё подвеску из паутины, макраме называется, - красиво будет. Ой,
мы тут думаем, как им распорядиться, а ты, червячок Игнатий, что об этом
скажешь?
Червячок Игнатий слушал друзей с большим интересом и тут же
откликнулся:
- Скажу, что вы здорово напридумывали - и каждый своё. Я всегда
знал, что у меня очень творческие друзья.
- Ну, а про своё «своё» ты нам расскажешь? - уточнил паук Пафнутий.
- Ты-то что придумал с ним сделать?
- Я придумал, что лучше всего у него спросить, - ответил червячок
Игнатий. - У орешка.
- Ерунда! Орехи не разговаривают! - решительно возразил жук
Дормидонт.
Многие люди думают, что и насекомые не разговаривают, и пауки, и
червячки, - напомнил червячок Игнатий. - Но это ведь не мешает нам общаться.
- Ух ты! Орешек, скорее скажи что-нибудь! - воскликнула божья
коровка. - И прости, что я предложила тобой в орехбол играть.
Наступила тишина, и Пятнашка спохватилась:
- Ой, он же весь в скорлупе. Наверное, сквозь неё слова не
проходят.
Верно, - согласился червячок Игнатий и поставил на стол какое-то устройство,
похожее на радиоприёмник. - Поэтому мой друг Ном, очень творческий гном, сделал
вот такой прибор для разговора с орехами. Орехопереговорник. Включить его?
- Подождите,
подождите! - паук Пафнутий был взволнован. - Мы что, повторим ему то, что
наговорили? Не хотите ли, уважаемый орешек, стать мебелью? Или вазой?
- Да, я бы крепко
обиделся, если бы мне такое сказанули, - подтвердил жук Дормидонт. - Ещё бы
предложили ореховый соус из него приготовить. Хорошо, что переговорник включить
не успели.
- Давайте сначала
придумаем что-нибудь такое, более приятное для орехов, - сказала Пятнашка. -
Правда, я, наверное, не очень разбираюсь в особенностях их характера.
- Чего тут
разбираться? - удивился Дормидонт. - Просто поставь себя на его место.
Божья коровка тут же
вскочила из-за стола, подбежала к орешку, аккуратно подвинула его, встала рядом
и стала усердно думать.
- Да я же не в этом
смысле! - застонал жук Дормидонт. - А совсем в другом, как его.
- В переносном, -
подсказал червячок Игнатий.
- Вот именно. - Жук
Дормидонт посоображал и на всякий случай добавил: - Только не начинай,
Пятнашка, ПЕРЕНОСИТЬ орех туда-сюда. Лучше догадайся, что ему самому хочется.
Это и будет переносный смысл.
- Кажется, я понял, о
чём ты говоришь, - обрадовался паук Пафнутий. - Орех - это ведь как бы семечко,
зерно. Значит, для него главное - прорасти!
Жук Дормидонт
удовлетворённо кивнул, а божья коровка Пятнашка с криком «Ну конечно же!» нежно
погладила орех, вернулась за стол и с облегчением выпила чашку остывшего чая.
- Червячок Игнатий, а
ты знаешь, где он созрел? На каком ореховом кусте? - спросил паук Пафнутий. -
Чтобы там где-нибудь и посадить орешек.
- Знаю-знаю, -
подтвердил Игнатий.
А жук Дормидонт
уточнил: Не совсем в том же месте, а неподалёку, где свободная земля будет.
Чтобы было где прорастать и разрастаться.
- И откладывать не
будем, правда? - заметила Пятнашка. - Ему же скучно здесь без толку пылиться.
Червячок Игнатий, не обижайся. Я не имею в виду, что у тебя в норке много пыли!
Я говорю «пылиться» в этом, в переносном смысле. Совершенно в переносном!
- А что? Можно прямо
сейчас отправиться! - решительно призвал друзей жук Дормидонт. Вся компания
была с ним согласна. Когда они были уже довольно далеко от норки, божья коровка
Пятнашка спохватилась:
- Мы ведь
орехопереговорник забыли! И даже не попробовали его.
- Ничего, мы и так
всё сообразили, что надо сделать. Это самое главное, - успокоил её паук
Пафнутий.
К нему присоединился
и червячок Игнатий:
- Конечно, если
хочешь кого-то понять как следует, можно и без устройства обойтись. Честно
говоря, я тоже его ещё не включал.
2. Размышление о прочитанном: "Опробуем переговорник".
Предложите
своему ребенку поиграть с ним в "переговорник". Для этого в игру
включите папу, бабушку, дедушку и всех остальных членов вашей семьи. Пусть
кто-то один станет молчаливым и будет молчать всю игру, а кто-то станет его
"переговорником" и будет за него отвечать на все вопросы остальных
играющих.
А через 5 минут игры к молчащему возвращается
дар речи и он объясняет когда его "переговорник" говорил верно, а
когда не верно. И так по очереди каждый из играющих становится то молчуном, то
"переговорником".
После
игры, напомните ребенку прочитанную сказку и задайте, пожалуйста, следующие
вопросы.
Возможные вопросы:
· Как,
по-твоему, откуда в норке у червячка Игнатия появился орешек? Имеешь право
придумать самостоятельно.
· Какой
это мог быть орех: грецкий, арахис, лесной фундук? Почему?
· Почему
каждый из друзей червячка Игнатия хотел по-своему распорядиться судьбой орешка?
· Что
смутило паука Пафнутия и остальных, когда они узнали, что с орешком можно
поговорить?
· Приходилось
ли тебе встречаться с людьми, которые почти не разговаривали с тобой и поэтому
трудно было понять, чего же они хотят?
· Как
изменились мысли друзей, когда они стали думать о том, что нужно самому орешку?
· Помог
ли им в этом орехопереговорник? Как помог или почему не помог?
· Как
друзья смогут узнать, правильно ли они поняли орешка? Бывало ли так, что ты
понимал, что нужно другому, безо всяких слов?
· Хотелось
бы тебе иметь такое устройство, которое понимает мысли другого человека? Зачем?
3. Творческое задание.
Попросите
ребенка сконструировать переговорник из подручных средств: коробочек, кубиков,
пластилина, баночек, бусин, картона, цветной бумаги, проволоки и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий