1. Читаем сказку. Ятыон
Возок, за которым шёл
Вагик по своей дорожке, оказался совершенно необычным. В нём было множество
коридоров и комнат, но кроме того ещё и подполье, куда вели ступеньки вниз, и
верхний этаж, на который вела своя длинная лестница.
А там, на верхнем этаже,
открывались новые просторы. Там текли реки и росли леса, возвышались горы, а
над ними голубело небо.
Здесь Вагик увидел,
что на опушке леса вовсю шла игра в прятки. Сразу рассмотреть всех, кто играл,
он не мог, потому что прятались они ловко. Но то и дело на опушку выбегали
девочки и мальчики в светлых одеждах.
- Гляди, вон
Любавушки и Дружата! - сказал Вагику Сознатель.
У девочек на платьях,
а у мальчиков на футболках были вышиты разные портреты. Это были не всякие
певцы и певицы, как обычно, а хорошо знакомые Вагику лица. Вон мама, вон папа,
бабушка Муся, бабушка Лида, дедушка Ганя, Гена из соседнего дома, приятель
Вагика. И другие ребята из их компании.
От самого вида
Любавушек и Дружат Вагику стало тепло и радостно. И скоро он уже играл в прятки
вместе с ними. Лучше всех умел прятаться человечек, которого Сознатель назвал
Ятыоном.
Когда он подходил к
кусту или к дереву, он почти сливался с ними - и сам казался таким же кустом
или деревом, только поменьше. А рядом с каким-нибудь Дружонком он казался его
близнецом, так легко менялась его внешность.
Когда прятки
закончились, Вагик разговорился с Ятыоном. За разговором он всё рассматривал
ятыонову рубашку в мелкий горошек. Ведь это только казалось, что рубашка в
горошинках.
На самом деле каждая
горошинка была маленьким портретиком, и портретиков этих было превеликое
множество. Гораздо больше, чем Любавушек и Дружат (впрочем, те лица, которые
были на их одеждах, тоже виднелись среди портретиков). Лица были знакомые и
незнакомые. Особенно удивил Вагика портрет Ломальщика с жвачным пузырём,
вылезающим изо рта. Вагик не выдержал и ткнул в этот портретик пальцем:
- Это Ломальщик. Я
его встретил по дороге. Сначала он мне показался противным, а потом я даже
подумал, можно ли было с ним подружиться. Сознатель сказал, что не получилось
бы. А ты как думаешь?
- Я думаю,
подружиться можно и с Ломальщиком, если понять его получше. Как его зовут
по-настоящему? Ведь «Ломальщик» - это не имя, а просто прозвище.
- Ну, имени я не
знаю, - пожал плечами Вагик.
- А где он жил, пока
не стал Ломальщиком? А кто его родители? А братья и сёстры у него есть?
Но Вагик на эти
вопросы ответить не мог. Он даже пожалел, что так быстро ушёл от Ломальщика и
ничего про него не узнал.
-А что он показался противным,
и что он Ломальщик. Так у него всё ещё могло бы измениться, - добавил Ятыон. -
Может быть, ему как раз дружбы и не хватает. Дружбы не с другими ломальщиками,
а с кем-нибудь, кто ему по настоящему нужен.
Что вы всё о Ломальщике да о Ломальщике? С ним
же всё ясно! - удивился Сознатель этому разговору и отплыл в сторонку.
Ятыон удивлённо пожал
плечами:
- По-моему, ни о ком
не стоит так говорить: «С ним всё ясно». Люди часто меняются. Иногда очень даже
здорово меняются: так, что было всё ясно в плохом смысле, а потом стало всё
ясно в хорошем.
- Ну да, - кивнул Вагик.
- Мне тоже так кажется. А что у тебя за портретики на рубашке? Некоторых я
знаю, это понятно, свои. А незнакомые - это кто?
- Это те, кто будет
своим, - улыбнулся Ятыон. - Ты ведь ещё не со всеми людьми в своей жизни
знаком. А с кем-то знаком, как с Ломалыциком, но не успел пока подружиться. Для
него это было бы замечательно. Да и для тебя тоже. Ну что, поиграем теперь в
салочки?
И снова забурлила
весёлая игра.
2. Размышление о прочитанном: Я и многие «ты».
После того, как вы
прочитаете сказку ребенку, деликатно и осторожно расспросите ребенка о том,
если у него друзья - Дружата и те кого он очень любит - Любавушки. Если ребенок
не захочет вам называть их поименно не настаивайте. Ведь порой о себе и своих
чувствах говорить очень не просто даже нам взрослым, а детям и тем более.
Расспросите ребенка о
том, знаком ли он с кем-то, например в садике, или на улице, кто отдаленно хотя
бы похож на Ломальщика, или на Забияку, а может быть на Плаксу и т.д.
Знает ли ваш ребенок
то, почему эти детки так себя ведут или из-за чего? Постарайтесь аккуратно
расспросить ребенка об этом и заодно объяснить, почему некоторые дети могут
совершать порой не очень хорошие поступки, например, кто-то может ломать
игрушки не из вредности. а из любопытства.
Как они устроены,
кто-то может ныть и хныкать потому, что его попросту не научили попросить
словами то, что ему нужно, кто-то может задираться, дразниться и драться всего
лишь потому, что хочет поиграть, но не знает, как сказать об этом.
Или ребенок может так
увлечься игрой, что порой не замечает, как дружеская потасовка может перерасти
в свалку, может при этом нечаянно сделать кому-то больно или неприятно. После
того, как ваш разговор будет закончен, напомните ребенку сказку, если это
необходимо, а затем задайте следующие вопросы.
·
Может
ли так быть, чтобы в чём-то маленьком (как возок) помещалось много-много всего?
·
Как
по-твоему, почему у Ятыона такое странное имя? Любавушки и Дружата были знакомы
Вагику или нет? А портретики у них на одежде?
·
Понравилась
ли тебе рубашка Ятыона? Чем?
·
Нужно
ли что-то знать о человеке, чтобы его понять? А чтобы подружиться?
·
Что
было ясно Сознателю про Ломальщика?
·
Случалось
ли тебе дружить с каким-нибудь Ломальщиком?
·
Согласен
ли ты с Ятыоном, что ни о ком не стоит так говорить: «С ним всё ясно» (чтобы
больше не обращать на него внимания)? Или с кем-то так и надо?
·
Хотелось
бы тебе поиграть в прятки с Любавушками и Дружатами?
·
Знаешь
ли ты какого-нибудь человека, вроде Ятыона, который всех-всех понимает и с
каждым готов дружить?
3. Творческое задание.
Предложите
ребенку нарисовать портрет одного из его друзей или родственников, а затем
изготовьте для этого портрета рамку из картона, цветной бумаги, наклеек и т.д.
Поместите портрет в рамку.
Кстати,
если у вас есть подходящая фотография этого человека, то ее можно использовать
для этой работы. Ваша помощь будет необходима ребенку, помогите ему советом,
покажите как делать то или другое, если у него возникнут проблемы.
Когда
портрет в рамке будет готов, предложите ребенку подарить свою работу тому, кто
изображен на его портрете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий