вторник, 1 мая 2012 г.

Методика, которая позволит узнать - пользуетесь ли вы психологическими защитами



Чтобы выяснить свойственны ли вам психологические защиты и если да, то какие,  воспользуемся Опросником Плутчика-Келлермана-Конте  "Индекс жизненного стиля" (Life Style Index, LSI).

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».
  1. Со мной ладить очень легко
  2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю
  3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим
  4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия
  5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется
  6. Я легко краснею
  7. Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой
  8. Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком
  9. Я легко выхожу из себя
  10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить
  11. Я редко запоминаю свои сны
  12. Меня раздражают люди, которые командуют другими
  13. Часто бываю не в своей тарелке
  14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком
  15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее
  16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих
  17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды
  18. Мне говорят, что я хвастун
  19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве
  20. Почти все мною восхищаются
  21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью
  22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают
  23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни
  24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность
  25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир
  26. Я человек, у которого нет предрассудков
  27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным
  28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими
  29. Очень не люблю недоброжелательных людей
  30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть
  31. Я из тех, кто редко плачет
  32. Пожалуй, я много курю
  33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит
  34. Я плохо помню лица
  35. Я иногда занимаюсь онанизмом
  36. Я с трудом запоминаю новые фамилии
  37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому
  38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей
  39. Люди мне никогда не надоедают
  40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время
  41. Я мало что могу вспомнить из своего детства
  42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей
  43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать
  44. Другие считают меня излишне доверчивым
  45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства
  46. Плохое я стараюсь выбросить из головы
  47. Я не теряю никогда оптимизма
  48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей
  49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры
  50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным
  51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях
  52. Я легко принимаю брошенный другим вызов
  53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы
  54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания
  55. Другие считают, что я равнодушный человек
  56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь
  57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности
  58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль
  59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом
  60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
  61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит
  62. Я грызу ногти
  63. Другие говорят, что я избегаю проблем
  64. Я люблю выпить
  65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство
  66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами
  67. Я не люблю карьеристов
  68. Я много говорю неправды
  69. Порнография вызывает у меня отвращение
  70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера
  71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей
  72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние
  73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения
  74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение
  75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок
  76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам
  77. Покойники меня не «трогают»
  78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания
  79. Многие люди вызывают у меня раздражение
  80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.
  81. Я с трудом произношу непристойные слова
  82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим
  83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным
  84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело
  85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным
  86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых
  87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники
  88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают
  89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет
  90. Я часто влюбляюсь
  91. Другие считают, что я излишне объективен
  92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

Обработка результатов

C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит.

По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. 

Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Для каждой из шкал приведены номера вопросов, на которые должны быть положительные ответы. Обведите кружками те номера в таблице, приведенной ниже, на которые вы ответили утвердительно.

Посчитайте, сколько у вас совпало положительных ответов для каждой шкалы.

Ключ
Название шкал
Номера утверждений
n
1
Вытеснение
6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92
10
2
Регрессия
2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84
17
3
Замещение
8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89
10
4
Отрицание
1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90
11
5
Проекция
12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88
12
6
Компенсация
3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
10
7
Гиперкомпенсация
17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86
10
8
Рационализация
4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91
12


Теперь посмотрите на таблицу выраженности психологической защиты, расположенную ниже. Данная таблица вам покажет наличие у вас психолгической защиты или механизмов совладания со стрессом. Например, по шкале «вытеснение» у вас совпало с ключом 6 положительных ответов. 

Это означает, что у вас включаются психологические защиты по типу вытеснения (см. ниже что это такое). Или у вас по шкале «проэкция» совпало с ключом 2 положительных ответа – это значит, что у вас нет такой психологической защиты, есть совладание со стрессом. 

Но если у вас по этой же шкале совпало 6 положительных ответов, то нужно помнить, что хоть совладание и работает, но уже могут включаться и психологические защиты совсем для вас незаметно в каких-то сложных стрессовых ситуациях.


Психологическая
защита
Минимальные значения
(совладание со стрессом)
незначительно
выраженно
(совладание со стрессом – крайние величины)
Умеренно выраженно
(уже защиты)
Выраженно
(выраженная защита)
Значительно выражено
(значительно выраженный защиты)
Вытеснение
1-3
4
5-6
7-8
9-10
Регрессия
1-6
7-8
9-11
12-14
15-17
Замещение
1-3
4
5-6
7-8
9-10
Отрицание
1-4
5-6
7
8-9
10-11
Проекция
1-4
5-6
7-8
9-10
11-12
Компенсация
1-3
4
5-6
7-8
9-10
Гиперкомпенсация
1-3
4
5-6
7-8
9-10
Рационализация
1-4
5-6
7-8
9-10
11-12


 Отрицание

Ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: "Нет!". 

Эта реакция - отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский Эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: "Если я не признаю этого, значит, это не случилось". 

В качестве примеров можно привести случай со смещенным и впавшим в немилость лидером, который все же продолжает подавать себя так, словно он по-прежнему - выдающийся государственный деятель, или случай, когда в семье избегают разговоров о больном или умирающем родственнике, чтобы избежать болезненных чувств. 

Отрицание - это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго. Взрослые имеют тенденцию "грезить", что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они реально не происходили. Это бегство в фантазию может принимать различные формы, некоторые из них кажутся абсурдными объективному наблюдателю.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. 

Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознают, подавят слезы сознательным усилием. 

В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию, мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. 

Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые "не потеряли головы" в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей. 

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу.

Люди, часто использующие отрицание умеют в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера - тяжелую и депрессивную. 

Поэтому, возможно говорить о том, что такие люди склонны к острым перепадам настроения – от маниакального состояния до депрессивного.

Проекция.

Проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии.

О проекции как о механизме психологической защиты следует сказать более подробно. Вероятно, проекция – одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как в поведении личности с доминирующей проекцией проявляется мотивация самоутверждения и опережающая оборонительная агрессия. 

При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям освобождения «Я-концепции» от негативных оценок с помощью негативного охарактеризования кого-либо из окружающих близких людей. Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. 

В тех случаях, когда спроецированное отношение состоит из отрицательных и резко негативных частей собственного «Я», возникают всевозможные проблемы. Кто-то может возмущаться тем, что его неправильно понимают. 

Если этому человеку приписывают, например, предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего игнорируют у себя и приписывают другим), то человек платит тем же. 

Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам втайне склонен к этому. («На воре шапка горит»). Также к поиску негативных причин успеха у коллег, окружающих. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для неприязни к ним и самопринятия на этом фоне. 

В любой реальной диспозиции проекция формирует враждебность и склонность к зависти, заставляет человека исполнять роль прокурора, обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои негативные качества окружающим по принципу «в чужом глазу соринку замечает, а в своем бревна не видит». 

Проецируя, индивид обвиняет других именно в том, чего он боится в самом себе, трактует поведение других, исходя из собственных мотивов. В таких ситуациях человек, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно «отслеживать» это в других людях.

Е.С.Романова и Л.Р.Гребенников перечисляют такие черты личности, свойственные человеку, активно и стабильно применяющему проекцию в качестве ведущей защиты:

«гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности» [10, с.588].

Проекция, по представленности среди защитных механизмов, является наиболее часто используемой. Высокая эффективность ее применения достигается благодаря отсутствию у субъекта чувства ответственности за свои поступки. 

Очевидно, что формирование зрелой и социально полноценной личности с присущей ей свободой выбора решения в конфликтной ситуации и ответственностью за последствия этих решений несовместимо с интенсивным использованием проекции в качестве доминирующей психологической защиты. 

Путь избавления от проекции и предоставление свободы личностному росту – критическое отношение к самому себе, к своим мыслям, чувствам и действиям. (Надо сначала вынуть бревно из собственного глаза, прежде чем пытаться удалить сучок из глаза другого).

Работа с проекцией. Нужно задать себе вопрос: «Что мне не нравится в людях, какие их свойства, поступки?»

Определить, кто чаще является объектом нападок, злословия, кому больше всего достается от родительских разговоров. Что вы осуждаете, в чем вы обвиняете объект ваших нападок, какие подозрения у вас есть по поводу этого человека.

Затем, стоит задать вопрос окружающим: «Слыву ли я как человек, который любит критиковать, негодовать?»

После нужно спросить себя: «Зачем мне нужно критиковать других людей. Какая мне от этого выгода? Зачем мне это надо? Что мне страшно осудить в себе, потому, что страшно признать, что во мне это есть?»

Вытеснение.

Вытеснение — недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных и противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Это наиболее примитивный, как правило, малоэффективный способ зашиты, но в той или иной мере, он присоединяется к действию всех других защитных механизмов. 

Вытесняется, забывается обычно то, что снижает чувство собственной ценности личности. Чаще он проявляется у личностей с незрелым «Я», истерическими чертами характера, у детей. 

Близкими к описанному способу защиты являются механизмы перцептивной защиты (автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией), подавления (более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов), блокирование (задержка, торможение, обычно временное, эмоций, мыслей или действий, возбуждающих тревогу), отрицание (непризнание, отрицание ситуаций, конфликтов, игнорирование болезненной реальности, фактов). 

Представленную совокупность защитных механизмов объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению.

Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Можно сказать, что неосознанным остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний. 

Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. 

В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в область сознания в качестве причины данного поступка. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. Причина подобного забывания – намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

Работа по преодолению вытеснения: основная стратегия – «выяснение всех загадочных аффектов психической жизни».

1.    Работа со своей осведомленностью, накопление психологических знаний в этой области и переработка их. И тогда «знания становятся инструментом обнаружения, распознования и обозначения того, что влияло на состояние развития личности, но о чем личность не знала, не ведала и не подозревала».

2.    Беседы с доверенным лицом о своих неисполненных желаниях и тех желаниях, которые нельзя исполнять, о прошлых и настоящих страхах и тревогах. Постоянное проговаривание не даст этим страхам, тревогам и желаниям соскальзнуть в область бессознательного.

3.    Следует разговаривать со своим окружением для того, что бы увидеть свое поведение со стороны.

4.    Вытесняемое дает о себе знать в оговорках, описках, снах, «бредовых мыслях», в немотивированных поступках, неожиданных забываниях, провалах памяти относительно самых элементарных вещей. Сбор такого материала и его анализ поможет вам контролировать то, что вы хотите вытеснить.

5.    Ведение дневника без учета нравственных и моральных сторон, без оценки «плохо» или «хорошо». Написание писем себе.

Рационализация.

Механизм рационализации проявляется в псевдообъяснении собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков, интерпретации по-своему различных личностных черт (агрессивности как активности, безразличия как независимости, скупости как бережливости и т.д.) с целью самооправдания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению треноги и других отрицательных переживаний. 

При защитном механизме по типу интеллектуализации вступает в действие контроль над эмоциями и импульсами посредством преобладания размышления, рассуждения по их поводу вместо непосредственного переживания. 

Характерным признаком является «объективное» отношение к ситуации, чрезмерно когнитивный способ представления и попыток решения конфликтных тем, без ощущения связанных с ней аффектов.

Рационализация - это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Человек представляет объяснения, которые логически убедительны или этически приемлемы, для отношения, действия, идеи или чувства, которые возникают из других мотивационных источников.

Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в действительности наши действия не правильны.

Рационализация - это способ принять давление Суперэго; она описывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми. Она препятствует росту, потому что не дает самому рационализирующему или кому-либо другому работать с истинными, менее похвальными мотивирующими силами.

Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим рационализатором он является. Защита работает доброкачественно, если она позволяет человеку наилучшим образом выйти из трудной ситуации с минимумом разочарований. 

Однако как защита она имеет слабую сторону: фактически все может быть - и бывает - рационализировано. Люди редко делают что-либо только потому, что это хорошо для них. Они предпочитают обставить свои решения разумными доводами.

Таким образом, рационализация направлена на сохранение «статуса кво» жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. 

Мотивы защитного характера проявляются у людей с очень сильным «Супер-Эго» (психологическое значение термина – В.Ш.), которое с одной стороны вроде бы не допускает до сознания реальные мотивы, а с другой стороны – дает этим мотивам реализоваться, но под благовидным, социально одобряемым «фасадом». 

Рационализация в значительной мере использует вербально-логический интеллект. Человек так звучно и красиво говорит, так убедительно объясняет, что сам верит во все это (в данном случае – в благородство своих целей).

Как работать с рационализацией. Нужно задаться вопросами: «Насколько я быстр в объяснениях? Выстраиваю ли я однозначные причинно-следственные связи? Умею ли я удивляться? Чувствую ли я прикосновение к тайне? А может быть мною движет страсть раскрыть все тайны?»

Не нужно спешить все объяснять. Оставьте время для переживания чувств. Не бегите от чувства удивления в объяснение предмета удивления. Не спешите с ответами, не спешите с интерпретациями чужого поведения. Не будьте самоуверенны в выводах пусть всякий наблюдаемый факт вашего поведения или поведения другого человека поначалу будет воспринят как нечто уникальное.

Регрессия

Регрессия - это возвращение к свойственным более раннему возрасту методам психосексуального функционирования с целью избегания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии развития. 

Регрессия - более примитивный способ справляться с ситуацией. Уменьшая напряжение, она часто оставляет неразрешенными источники тревожности. 

Кальвин Холл дает длинный список регрессивных способов поведения; вы имеете возможность посмотреть, включает ли он те, которые свойственны вам "Даже здоровые, хорошо приспособленные люди позволяют себе время от времени регрессии, чтобы уменьшить тревожность, или как это говорится, "спустить пар". 

Они курят, напиваются, переедают, выходят из себя, кусают ногти, ковыряют в носу, читают рассказы о таинственном, ходят в кино, нарушают законы, лепечут по-детски, портят вещи, мастурбируют, занимаются необычным сексом, жуют резинку или табак, одеваются как дети, ведут машину быстро и рискованно, верят в злых и добрых духов, любят вздремнуть среди дня, дерутся и убивают друг друга, делают ставки на тотализаторе, грезят, восстают против авторитета и подчиняются авторитетам, играют в азартные игры, прихорашиваются перед зеркалом, действуют по внушению импульса, ищут козла отпущения, и делают тысячи других "детских" вещей. 

Многие из этих регрессий настолько общеприняты, что принимаются за признаки зрелости. В действительности все это - формы регрессии, используемые взрослыми".

Регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как его ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден. 

Социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек, находясь в состоянии сильной усталости начинает хныкать.

Компенсация

Компенсация - это механизм, который Эго использует для защиты от тревоги, возникающей из-за чувства незащищенности, прилагая дополнительные усилия в зоне мнимой или действительной слабости. Некоторые великие люди представляют собой очень хорошие примеры механизма компенсации в действии. 

Мильтон, будучи слепым, писал замечательные произведения; Бетховен создавал свои великие симфонии, борясь с прогрессирующей глухотой. Мы видим проявления компенсации повсюду, где физические или психические, действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы хоть как-то их восполнить.

Компенсация – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. 

Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей достижение высоких результатов в деятельности, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Гиперкомпенсация.

Представляет собой более высокую форму развития компенсации как механизма защиты, она направлена на преодоление комплекса неполноценности за счет усиленной работы над собой и развития в себе других положительных качеств.

Замещение.

Существует такая форма компенсации, которую мы намного чаще замечаем в других, чем в себе. Она называется замещение. 

Отец и мать, не дающие своему ребенку любви, заботы и внимания, но бессознательно ощущающие, что должны проявлять эти чувства, вероятно, заменят их большим плюшевым медвежонком или другим подарком, чтобы компенсировать свое пренебрежение. 

А чуть позднее будут выдавать наличные. Все мы знаем таких отцов, которые настолько заняты своими делами, что единственное, что они дают своим сыновьям или дочерям, - это слишком большую свободу.

Замещение – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект – «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. 

Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. 

Существенно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. 

Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения – это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом. 

Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают связанную с риском.

Комментариев нет:

Отправить комментарий