понедельник, 14 мая 2012 г.

Проекции.

Проекции, как зеркало. Когда человек смотрит на человека, часто происходит так, что люди не видят друг друга, а встречаются с собой. Смотрят так люди друг на друга, и не видят того, кто рядом. А видят себя или свои фантазии. Так же случается и в воспитании с детьми. Смотрят родители на детей и семью, и прибывают в своей картине мира, а не в реальности. Видят то, что могут видеть или хотят увидеть. Исходя из своих собственных картин мира, и ведут диалоги, и строят отношения. Эта такая иллюзия реальности.
В работе с одной из клиенток я столкнулась с таким вот иллюзорным восприятием. Эта работа проводилась в тренинге «Родительский университет», поэтому речь пойдет о восприятии семьи, глазами этой смелой женщины. Клиентка смогла смело взглянуть на свое отношение к ребенку, и на свои фантазии относительно ситуации, возникшей у нее и ее малыша.

Проективная методика помогла увидеть некую реальность, но сначала проекцию на реальность, которая исходила из внутреннего напряжения клиентки.
Инструкцией к методике было нарисовать какой-либо объект или животное, и обозначить у частей этого объекта членов семьи. Вот, что получилось в этой работе. Как мы видим, это бабочка. Сама бабочка – это ребенок клиентки, а на крылышках изображены родители. С одной стороны наша клиентка с ее партнером, с другой стороны – отец ребенка, с его новой семьей. В разборе работы и прояснении реальной картины вот, что смогли понять.
Ребеночку делегировалась самая главная роль. Надо отметить, что ребенок еще маленький – младшего дошкольного возраста. А у него такая сложная роль - обеспечивание жизнедеяльности. Совсем не по возрасту функция.
А так же можно было бы подумать, что так как все взрослые  - это рисунок на крылышках, то функция взрослых – это некое обеспечение передвижния и мимикрии с одной стороны, а с другой стороны – манипуляции. Все же бабочка машет крыльями, а не крылья бабочкой. Куда бабочка захочет, туда и полетит.
Что же происходит? Что это за роли такие в семье? Проясняя ситуацию с клиенткой, выяснилось, что ребенок крайне редко использует манипуляцию, ровно столько, сколько и любой другой ребенок. Что нет такой тотальной манипуляции в этой семье со стороны ребенка, как можно было бы подумать изначально. Так же выснилось, что, да, родители со всех сторон защищают ребенка, желают ему лучшего. При этом сам мальчик не несет главентсвующей функции в семье. Так откуда такой рисунок?
Как выяснилось в последствии, мама испытывала страх потери ребенка, и отдавала сама ему роль манипулятора от части, чтобы быть для него хорошей, чтобы он с ней остался, и никуда не ушел. Смелая женщина смогла рассмотреть свое отношение и те действия, которые она совершала. Ее страх руководил ее реальностью. Проекция через призму, которой она смотрела на сына исказила ее восприятие.
Так проективная методика помогла рассмотреть искажение.
Эта история имеет свое небольшое продолжение. Мудрый малыш увидел рисунок, и с мамой состоялся диалог, во время которого, он не согласился с такой своей позицией на картинке. Просто поражает, как дети чувствуют. Но,  мир ребенка не был искажен страхом мамы, поэтому его реальность не наложилась на рисунок.
Чуткость и смелость помогают увидеть многие наши проекции. Хорошая работа, открыто показала, как люди могут воспринимать свой мир.

Приглашаем Вас на тренинг "Родительский университет".



Автор психолог Наталья Беляева. скайп - Nattanial, Nattanial@mail.ru


Другие статьи по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий