среда, 18 ноября 2015 г.

Счастье

Вокруг грустные все ходят – кризис, мол, нет уверенности в завтрашнем дне. Ну Счастьечто за жизнь у нас в стране такая?! Только выберешься из выгребной ямы, а тут тебя очередной кризис по башке шарахнет. И опять все сначала – постоянная борьба за жизнь. И так все время. Надоело, говорят.
Мне, конечно, жалко тех, у кого кредиты, ипотеки и т.д. Но с другой стороны, у меня есть лишний повод для радости – у меня-то ведь ни кредитов, ни ипотеки нет. Счастливый я человек – никому ничего не должна. Живу себе и в ус не дую. Радуюсь только.
Вспоминаю свои школьные годы в середине- конце 90-хх годов. Муж ласково называет меня «дитя перестройки». Провинциальная школа вдали от областного центра. Единственный крупный завод, который кормил весь город, в очередной раз разворовали и объявили банкротом.
Сначала город в панике, потом в хаосе. Все пьют и друг у друга перезанимают денег до воображаемой зарплаты. Благо, вокруг огороды, река, лес – жить можно. Те, кто посмышленее и потрудолюбивее, быстро адаптируются и живут даже ничего, хорошо. Остальные впадают в отчаяние и опять пьют. Вокруг мрак и беззаконие.
А мы дети. Нам плевать на политическую обстановку в стране и социальную напряженность. У нас уроки, любовь и казаки-разбойники во дворе. Ну и что, что зимние сапоги не на что купить – в осенних похожу. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Все нормально, мам, мне не холодно, правда.
Однажды, помню, случился в нашей семье локальный финансовый кризис – деньги закончились, а до зарплаты еще дожить надо было. Отец пошел к своим родителям, и хотя ему было очень стыдно, попросил немного денег.
Вот, помню, мама с папой сидят на кухне и смотрят на эти деньги, а я довольная прыгаю рядом, точно обезьянка за стеклом, и предлагаю разные варианты, что на эту скромную сумму купить можно, и каких изысканных блюд приготовить, чтобы растянуть это баснословное состояние на целую неделю.
А там, может, и зарплата будет, если еще на месяц не задержат. И вот моя мама слушает-слушает мое радостное щебетание и когда я предлагаю купить на все деньги пару килограммов самой дешевой рыбы, которую раньше только кошкам покупали, вдруг как разрыдается ни с того, ни с сего. Ну, мам, ты чего? Хорошо же вроде бы все было…
Все семьи одинаково нищие, у всех пьют отцы. Это НОРМА, поэтому не страшно, и жалости к себе нет. Посмотришь вокруг – да все отлично у меня. У одноклассницы Ленки вон вообще отец допился и мать зарезал, а сам в тюрьму на десять лет сел.
С тех пор мы ее больше не видели, потому что ее в деревню забрала бабушка, которую Ленка едва знала. Ходили слухи, что бабушке она быстро надоела, и та ее замуж выдала за сорокалетнего соседа. В тринадцать-то лет. Так, в гражданском браке, конечно, жили. Еще девчонки рассказывали, что бьет он Ленку. Смотришь и радуешься за себя, потому что другие и похуже живут. Мне еще повезло. У меня все хорошо. Я счастливый человек.
Учителя у нас хорошие были. Все самые интеллигентные и уважаемые люди в школе работали. Никто случайный не задерживался, все по призванию. Город маленький – воспитывали нас учителя как своих собственных детей. Каждая собака их в городе знала.
Каждый алкоголик, завидя учителя, поднимался с земли и в ноги учителю кланялся. Тяжело им было, наверное – это для нас все казалось нормой, потому что другого не видели, а они-то уже люди взрослые, некоторые пожилые, у них своя норма в памяти, порядком отличалась от нашей.
Да, нелегко им было с нами. Вот помню случай: на уроке русского языка в восьмом классе учитель сделал замечание Витьке Ложкареву, что, мол, не мешай урок вести и слушай внимательно, а то школу не закончишь, приличным человеком не станешь.
А Витька был парень такой, палец в рот не клади, все время с учителями препирался. И в этот раз, не знаю, что с ним случилось, но он вдруг встает, смотрит учителю прямо в глаза и говорит «А вы что ли приличный человек? Таким как вы я что ли должен стать? Вы посмотрите, какой на вас свитер, заштопанный-перештопанный.
Да им полы уже давно пора мыть. Вы зарплату-то свою когда в руках последний раз держали? Мой брат в школе очень плохо учился, но сейчас в неделю зарабатывает столько, сколько вам за всю жизнь не заработать. И он при этом приличный человек…». И спокойно так, с видом победителя, собрал свои вещи и медленно вышел из класса прямо посреди урока.
Наглость невиданная. Учитель постоял молча секунд тридцать в полной тишине и продолжил вести урок, без нотаций, к нашему всеобщему облегчению. Мы и сами все поняли. Жалко его было, хороший он был мужик. Зря Витька с ним так. А что и говорить-то, когда и правда больше года зарплаты не видел, дома свои дети голодные сидят, жена недовольная и чувствуешь себя размазней и полным ничтожеством. Хочешь не хочешь, а усомнишься в жизненных ценностях.
Я до сих пор думаю иногда, зачем только учителя на работу ходили, если за эту работу денег все равно не платили. Даже не бастовали ни разу, чтобы занятия в школе не отменять. Да еще нас таких, прости Господи, терпели. А мы трудные были ребята в то время, совсем непростые.
То ли надеялись они на светлое будущее, то ли по привычке утром вставали и приходили на работу, потому что пойти больше некуда было, то ли за своих родных детей переживали, которым с нами, недоучками, потом жить придется бок о бок.
С тех пор, когда на мир обрушивается очередной кризис, я всегда сравниваю свое положение с тем временем. Тяжелее, чем моей семье было тогда, мне в жизни не было ни разу. То состояние я приняла за норму, и с тех пор все время сравниваю. Сейчас лучше, чем раньше, - и я довольна. Ну чем не счастье?!
И тогда счастливые моменты бывали, и радость частенько накатывала. А сейчас – тем более. Муж у меня хороший. Деньги домой приносит. Любит меня. Дети здоровые. Профессия у меня такая, что для женщины лучше не придумаешь: хочу – работаю два дня в неделю, хочу – больше, не хочу – вообще выходной беру посреди недели. Чего мне еще от жизни просить? Вот оно – счастье!
Вчера приходит муж с работы. Сначала долго молчит. В прихожей молчит, на кухне молчит, переодевается и молчит.
- Что-то случилось? – спрашиваю я.
А он мнется и виновато отвечает:
- Ты бы это… поэкономила немного. А то туговато сейчас... Ну, вообщем, ты поаккуратнее с деньгами, кризис все-таки…
- Конечно, - отвечаю я с пониманием. Улыбаюсь. И тихо радуюсь, потому что все у нас пока хорошо. Какое счастье…
Работа участницы курса "Мой выбор"
Гутярь Светлана Владимировна

Комментариев нет:

Отправить комментарий