понедельник, 28 апреля 2014 г.

О воспитании детей. Часть вторая.

Второе. Атмосфера и иерархия. При обсуждении сложных ситуаций в семье многие психологи и священнослужители справедливо указывают на важность создания и сохранения правильной атмосферы в семье.

Чаще всего речь идет о доверии, заботливости, душевной теплоте и любви. Прекрасная атмосфера – спору нет. Правда, иногда забывают о двух вещах, даже о трех.

Во-первых, эта атмосфера между родителями и детьми не сможет существовать, если ее нет между самими родителями. Сначала правильные взаимоотношения между супругами, а затем появится и правильное отношение к детям.

И по-другому нельзя. Как там, у классика: «…когда в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет». Семья  - это и есть важнейшее общее дело, самый ответственный и грандиозный проект в жизни человека.

Во-вторых, забывают рассказать, как именно такую атмосферу создать в семье.

Ведь само собой ничего не происходит, а потому мечтать можно о многом, но создать что-то конкретное - это совсем другое. Тема эта крайне деликатная и даже интимная в том смысле, что касается самой сердцевины внутренней жизни человека.

 А потому писать о ней непросто. Скажем только, что настоящее единство семьи создается черед единство целей, бережность в отношении друг ко другу, и готовность первым подать  пример уважения и жертвенной любви своей второй половинке.

Иногда это страшно, да, но по-другому все может быть очень и очень печально. Современная статистика: на 1000 браков более 500 разводов. Без комментарием, как говорится.

И, в-третьих, сама атмосфера доверия и любви – «вещь»  весьма хрупкая и «величина» весьма непостоянная, а потому заботиться о ее сохранении придется всю жизнь. На это тоже нужно решиться.

Но атмосфера атмосферой, а поговорить я хотел не о ней.  Иногда так бывает, что в нашей семейной атмосфере появляется озоновая дыра и с воспитанием детей возникают… нет даже не трудности, что трудности – у кого их не было, возникают настоящие проблемы и сложнейшие замесы из подросткового непонимания, родительской усталости и раздраженности, школьных поборов, родительского несогласия между собой, да еще и денег бывает маловато и тоскливо на душе одновременно.

В общем, «это – не Рио-де-Жанейро», как говаривал один известный литературный персонаж прошлого тысячелетия.

Что делать? Перспективы туманны. Однозначно. Вдохновение на нуле и с терпением тоже напряженка.

Однако ребенок должен же как-то развиваться, точнее нужно же его как-то вести по проложенному на семейном совете фарватеру. В конце концов, жизнь продолжается, и подросток также должен двигаться в определенном направлении.

 И вот здесь уже атмосфера не поможет. Скорее всего – нет. Но поможет иерархия. О чем речь?

Некоторые еще сравнивают такую систему воспитания с принципом «кнута и пряника», но это глубоко неверно и слишком упрощенно одновременно.

Вам никогда не приходилось воспитывать и держать в квартире огромную боевую собаку? Например, кавказкую овчарку или что-то вроде того? В общем Баскервиль, да и только…

Мне тоже не приходилось. Но однажды пришлось поговорить с хозяином такой собачки. Причем у него это был уже не первый воспитанник и при всем устрашающем виде таких собаченций, как ни странно, никто из соседей на них не жаловался и даже особо не переживал по поводу своего соседства с «хищниками».

«В чем дело? В смысле, в чем секрет?», - вежливо и осторожно поинтересовался я, наблюдая за этими «бобиками» в присутствии хозяина.

 «Здесь дело вот в чем», - поделился опытом знакомый, - «Важно, чтобы в наших отношениях с одной собакой или с несколькими животными они очень четко понимали – кто из нас главный и были готовы подчиниться.

 Как только он (или они) усомнятся в моем положении и правах, как только они посчитают себя хозяевами положения, то быть беде. К сожалению, первыми проявляются далеко не лучшие качества этих сильных и преданных животных.

 Опасность будет грозить как мне, так и членам моей семьи». И далее он рассказывал как постепенно, с щенячьего возраста воспитывал правильное отношение собак к себе, как к главе семьи и главе  положения – в любой ситуации.

Понимаю, что сравнение подростков с боевыми собаками может выглядеть крайне неосмотрительным с моей стороны, и даже настроить читателей на скептический лад. Но я специально выбрал очень рельефный пример для того, что бы затем отбросить грубую форму и докопаться до сути явления.

 Конечно, при этом в «свое оправдание» можно привести массу примеров про неуравновешенных подростков с оружием в руках, но у меня задача другая – постараться объяснить важность иерархичности в семье, как таковой, особенно в век, когда эмоциональность в отношениях зашкаливает, а волевое и разумное начала находятся, что называется «в загоне». Забудем пока про собак.

Чем характеризуется подростковый возраст и протест? Неуравновешенность, частая смена настроений, обострений страстности, излишняя критичность и поспешность в суждениях, сомнение во всем и всех, мечтательность и претенциозность, ну, плюс еще желание иметь некоторую сумму денег – для компенсации определенных личностных недостатков и получения «массы положительных эмоций» - вот примерный «подростковый суповой набор»… а что делать, ну кто из нас без греха, а?

И с этим подростковым «оливье» наследнику тоже нужно помочь справиться, пусть даже и при его несогласии. Последнее слово – ключевое. «Несогласие» - оно как кислота и хроническая болезнь может разъедать душу молодого человека, наполняя собой многие дни и месяцы.

У него нет конкретной причины и нет никакой перспективы, но зато есть масса болезненных ощущений и повышенная эмоциональность. В такой ситуации бесполезно апеллировать к ребенку, к его совести и лучшим чувствам – не услышит. Вот здесь и приходит на помощь иерархичность.

Иерархичность – это такая система взаимоотношений внутри семьи или сообщества людей, когда вышестоящий человек (в данном случае родитель) имеет полное право брать на себя ответственность и принимать ключевые решения (принимая соответствующие последствия), а нижестоящий человек (подросток) обязан подчиниться и войти в труд или действие или процесс, который считается существенно важным со стороны старшего и более опытного.

Здесь родители в прямом смысле слова должны реализовывать данное им свыше право родительства и брать ответственность на себя, как это делает командир на поле боя в отношении солдат. Важно понимать, что не может быть никакого равенства между родителями и детьми-подростками, иначе это псевдоравенство перейдет, сначала, в панибратство, а затем в хамов грех, потерю любого чувства благоговения и уважения к чему бы то ни было, а затем и в цинизм.

А циники всегда плохо заканчивают. Почему? Да потому что их никто не любит и не хочет поддерживать в минуты испытаний. Циники обречены на  гибель.

Вот почему в любой нормальной, точнее сказать здоровой семье, наряду с атмосферой любви, уважение и доверия, должна выстраиваться и система иерархичности отношений.

 Ведь когда приходит беда, то без внутренней мобилизации и соподчиненности невозможно решить ни одну по-настоящему серьезную проблему. А иерархичность, как раз и позволяет укрепить разумное и волевое начало в семье с одной стороны, и сохранить ее от стихийных и инстинктивных переживаний – с другой.

Конечно, иерархичность не может возникнуть в раз и из ничего. Если в семье нет правила уважения к старшим, если не выстраивается некоторая иерархичность в отношениях между супругами и родителями супругов (или хотя бы четкое распределение ответственности), то и в отношении с детьми возникнут те же сложности.

 Но зато в семье с развитым иерархическим началом, которое базируется не просто на праве сильного, но на внутреннем духовно-нравственном и социальном авторитете родителей, дети легче переносят все подростковые «болячки».

 Им просто не предоставляют неограниченный выбор возможностей – куда инстинкт заведет, но  разумно ограничивают и направляют в определенное русло, чтобы молодой человек тратил свою жизненную энергию на созидание и познание себя и мира, а не на сопротивление общепринятым нормам поведения и развития.

Таким образом, иерархичность – вовсе не деспотизм или поощрение безынициативности, но глубоко продуманная и выстроенная система человеческих взаимоотношений, внутри которой определенные правила и ограничения ослабляют животно-инстиктивное начало в человеке с одной стороны, а духовно-нравственные принципы и ответственность поощряют развитие разумного и волевого начала – с другой.

Надеюсь, что я не слишком сложно изложил здесь свою мысль.

К сожалению, приходится зачастую наблюдать, как современные биологические родители совсем не являются родителями в полном смысле этого слова.

Они полностью  сбрасывают с себя большую часть ответственности в воспитании детей, и подростки остаются в этой жизни как солдаты на поле боя без командира и опытного руководства. Стоит всего несколько лет пожить в таком режиме и вернуться к нормальной, ответственной жизни для подростка уже будет практически невозможно, разве что через череду больших потрясений и тяжелых испытаний.

А вот когда человек вырос и стал самостоятельным, то иерархичность естественным образом должна сойти на нет и дать возможность взрослому человеку самостоятельно строить свою жизнь (но это еще один большой разговор).

Третье. Число детей в семье. В отношении этого вопроса, конечно, каждая семья, в конечном счете, будет определяться самостоятельно. И это понятно. Однако когда речь идет о воспитании детей, то важно помнить, что каждый последующий ребенок не облегчает воспитание предыдущего.

 Иногда 1+1 это не только не  2, но и даже не 3 и не 4. Рождающиеся дети – это прекрасно, но нужно не забывать и о той ответственности, которую мы берем на себя, рождая человека в этот мир. Подрастая, ребеночек вступает  во взаимоотношения не только с родителями, но и с другими членами семьи,  с братьями и сестрами, а они учатся взаимодействовать с ним.

 И тут возможные варианты взаимоотношений и жизненных ситуаций множатся просто в геометрической прогрессии. А потому в любой семье, и особенно в многодетной, требуется  не просто времяпребывание с детьми, но и приобретение специальных знаний о детском здоровье, возрастных особенностях ребятишек, их радостях и горестях.

И не стоит уповать только на свое обывательское понимание о правильном воспитании деток, хорошо было бы  и книги умные почитать, и на курсы молодых родителей походить – в общем, самообразование и дополнительные знания еще никому не повредили.

И не случайно часто молодые малы говорят: «Мы уже ходим» или «Мы скоро в школу пойдем» и пр., и действительно ведь «пойдем» - вместе, просто потому, что вместе с нашими детьми растем и развиваемся мы сами.

И еще не известно, кто кому больше дает… и кто кого большему научит. И слава Богу за это. Ведь заботясь о детях, очень многое начинаешь оценивать по-новому, на многое смотришь совсем другими глазами.

 И должен же у нас на свете быть кто-то, кого мы любим больше самих себя – именно в такой жертвенной, творческой и ответственной любви растет и расцветает человеческая душа, становясь поистине прекрасной и удивительно красивой одновременно. И именно такая красота, по слову великого писателя, спасет мир.

Облогин Олег Владимирович

Р.s. продолжен набор в группу "В гармонии с телом", первое занятие запланировано на 15 мая. Узнать о курсе подробнее и записаться на первое занятие, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2012/06/blog-post_3265.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий