понедельник, 13 января 2014 г.

Урок понимания, принятия и сочувствия 5. Крот, бабочка и лягушонок.

Перед тем как прочитать сказку, поговорите. Пожалуйста, с ребенком о том, могут ли подружиться совсем-совсем разные люди или даже совсем-совсем разные существа. 

Конечно, они могут подружиться!

Потому что в том, кто от тебя сильно отличается, больше интересного, чем в ком-нибудь очень на тебя похожем. Разным людям (или даже разным существам) труднее друг с другом, чем одинаковым, но зато, сколько нового о жизни они узнают. Есть ради чего постараться понять друг друга.

Конечно, если кого-то интересует только собственная персона и только привычное окружение, ему не нужно ничего постороннего. Неужели можно интересоваться кем-то кроме себя самого и чем-то кроме родного болота?

Можно, можно! И тогда бабочка узнает о глубоких тайнах подземелий, а крот ощутит радость полёта - пусть не своего, но всё же.

1. Читаем сказку. Крот, бабочка и лягушонок

Познакомились однажды крот Прокоп и бабочка Уя. Лягушонок Блям никак не мог подумать, что таким разным существам будет интересно общаться друг с другом. Но им было интересно.

Уя была восхищена усердным кротом, исследователем подземного мира. Она считала Прокопа величайшим мудрецом на свете и очень ценила каждую его беседу с ней. Ведь она была всего лишь простой, не очень образованной бабочкой.

А Прокоп радовался своей пёстрой подружке-летунье и её лёгкому характеру. Он называл её лепестком цветущего мира, залетевшим в его жизнь. Каждая встреча с ней была для него праздником.

- Подумаешь, в земле рыться! Подумаешь, над землёй порхать! Что у них за такие-сякие достоинства? - недоумевал Блям (он был вундеркинд и любил порассуждать о жизни). - Все эти глупости от неумения оценить прелесть болотной жизни.

Ночами крот Прокоп сидел в своей подземной библиотеке и читал про жизнь бабочек. В отвесной стене высокого обрыва он вырыл пещерный зал с широким входом, чтобы бабочка легко могла залетать сюда в гости.

Он украшал этот зал цветами, выбирая те, которые особенно любила Уя. Иногда там появлялись незнакомые ей цветы - и она приходила от них в восторг. Ведь Прокоп теперь лучше неё знал, что должно нравиться бабочкам её вида.

Блям считал, что нелепо тратить столько сил на существо, жизнь которого так отличается от твоей, а уж тем более на угождение этому существу. Но бабочка с радостью прилетала в этот зал и разговаривала с Прокопом обо всём на свете.

- Странно! Странно! - квакал Блям. - Раз ему так нравится подземная жизнь, зачем зазывать к себе эту порхалочку? И зачем ей летать в его пещеру, если уж она такая уж развоздушная?

Уя то прилетала, то улетала, и Прокоп очень скучал по ней, когда её долго не было. Когда он признавался ей в этом, она смеялась и уверяла, что улетает нарочно, чтобы им обоим снова было о чём поговорить.

Бляму казалось, что крот ведёт себя недостаточно солидно, а бабочка - слишком легкомысленно, но им ничего не говорил. Во-первых, не любил вмешиваться в чужие дела. А во-вторых, всё равно бы его никто не послушал.

- Конечно, если бы они попросили совета, - высказывался Блям на лягушачьих посиделках, заканчивая подробный рассказ про крота и бабочку, - можно было бы помочь им. Уж я бы поделился с ними болотной мудростью. Но вряд ли они сумеют оценить влажную мягкую простоту болота.

Сам Блям, глядя на дружбу Прокопа и Уи, любил размышлять о том, как надо правильно дружить. Уж он-то сумеет дружить, как положено, с кем-нибудь подходящим, когда кто-нибудь такой подходящий объявится. А если не объявится? Ну, тогда Блям и один с удовольствием попрыгает.

2. Размышление о прочитанном: "С кем подружится лягушонок?"

После того, как вы прочитаете сказку, стоит навести ребенка на раздумья о том, как повезло кроту Прокопу и бабочке Уе, что они общались друг с другом. А так же о будущем лягушонка Бляма. Кто окажется для него «подходящим» другом?

Может быть он, поразмышляв о том, как надо дружить, вопреки всякой болотной мудрости не ограничится одними лягушками, а будет внимательным и к другим существам, у которых можно научиться и новой, дополнительной мудрости.

Можно даже затеять с ребенком игру: «С кем бы ты мог подружиться?». И разыграть в лицах, чем было бы интересно знакомство с дикобразом или с жирафом, с кедровым орешком или с вулканом Везувием, с Луной или с капелькой росы.

После того, как вы наиграетесь, можно напомнить ребенку сюжет сказки, прочитанной перед этим и задать следующие вопросы.

Возможные вопросы:

• Почему лягушонок Блям думал, что таким разным существам, как крот и бабочка, не может быть интересно друг с другом?
• Как ты думаешь, кому больше повезло с другом: кроту Прокопу или бабочке Уе? А как они сами считали?
• Кого уважал лягушонок Блям?
• Каким способом крот Прокоп пытался понять бабочку?
• Чем нравилось бабочке Уе общаться с кротом Прокопом? Чем место встреч и разговоров крота и бабочки подходило каждому из них?
• Понимал ли лягушонок Блям крота Прокопа? А бабочку Ую?
• В чём заключалась мудрость лягушонка, которой он так гордился?
• Почему ни крот, ни бабочка не посоветовались с лягушонком, стоит ли им дружить?
• Сможет ли лягушонок Блям по-настоящему заинтересоваться кем-нибудь?

3. Творческое задание.


Попросите ребенка сделать рисунок того героя сказки, который ему понравился больше всего.
Вместо рисунка можно слепить этого героя из пластилина или сделать аппликацию на эту тему.
Затем, обязательно расспросите ребенка о том, чем ему понравился этот герой, хотел бы он подружиться с ним и почему и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий