пятница, 10 января 2014 г.

Уроки понимания, принятия и сочувствия 3. Металлическое нашествие

Дети очень подвержены настроениям, царящим вокруг. В том числе и таким, которые порождены обывательской ксенофобией. 

Увидеть положительную особенность отдельного человека им легче чем хорошо относиться к какой-то национальной, религиозной или социальной группе, которую отрицательно воспринимает их окружение.

С ребёнком
,  с детьми обязательно нужно беседовать о тех, к кому у них пытаются возбудить страх, антипатию, ненависть. Так, чтобы они привыкали к двум вещам, понятным разумному взрослому. 

К тому, что каждый человек - это самостоятельная личность и нельзя всех валить в одну кучу. И к тому, что каждая нация, например, имеет свои достоинства, которые гораздо интереснее недостатков. Но о нациях говорить трудно. О мнимых инопланетянах легче и веселее.


1. Читаем сказку.  
Инопланетяне появились внезапно.
Ещё вчера возле большого валуна было пусто, а наутро там уже оказалась их база.

- Сразу видно, что инопланетяне! - сообщили родителям паучата Чак и Чика. - Похожи на металлических жуков. Даже непонятно, живые они или автоматические. - Живые или автоматические, в любом случае даже близко туда не подходите, - предупредила детей мама Пуфа.

А папа Пафнутий тут же отправился посоветоваться с червячком Игнатием. Впрочем, сначала он завернул к большому валуну, ведь ему Пуфа забыла это запретить. Он хотел самостоятельно убедиться в том, что инопланетяне - не фантазия. И убедился.

- Понимаешь, червячок Игнатий, - рассказывал он другу, - дело даже не в том, роботы это или живые существа. Они просто, как бы это объяснить, какие-то другие. Глянешь - и мурашки по спине бегут. Сразу понятно, что инопланетяне. От них чего угодно можно ожидать.

- А чего - чего угодно? - уточнил червячок Игнатий. - У них челюсти страшные? Или лапы с когтями? Или они с каким-то оружием ходят?
- Ну, нет, но всё-таки что-то такое чувствуется. Это ведь самое страшное - когда всё вроде бы ничего, но хочется убежать и спрятаться.

Тут объявилась божья коровка Пятнашка, чрезвычайно взволнованная.
- Говорят, нашествие началось, - заявила она с порога. - Металлическая инопланетная армия ночью приземлилась. Что будем делать, червячок Игнатий?
- Сражаться! - раздался громкий голос у входа в норку.
Жук Дормидонт промаршировал внутрь и присоединился к обсуждению.

- Значит так, всё ясно. Инопланетяне. Завоеватели. Надо им дать отпор. Чтобы знали: нашу планету просто так не захватить.
- Подожди, подожди. Ты их тоже видел, жук Дормидонт? - поинтересовался червячок Игнатий.
- Издали. Приближаться опасно! - заявил жук. - У них могут быть лазеры, мазеры и прочие безобразеры. Инопланетяне покрыты металлом неизвестного происхождения. А может быть, и целиком из него состоят.

- Вообще-то я всегда хотел увидеть инопланетян, - сказал червячок Игнатий. - Познакомиться с ними, пообщаться. Узнать, как там дела в Космосе, на других планетах.

- Пообщаться! А если в тебя из безобразера бабахнут? - сурово спросил Дормидонт.
- Не бабахнут - червячок Игнатий усердно обдумывал что-то. Потом сообщил: - Всё, у меня есть план проведения разведки. Ждите меня здесь.

И пока остальные соображали, как к этому относиться, червячок уже выскользнул из норки. Неподалёку от большого валуна червячок Игнатий зарылся в землю. Он подвёл земляной ход почти к самому валуну, подземная часть которого была ещё больше, чем то, что высовывалось наружу. Здесь он устроил достаточно просторную пещерку.

Потом прорыл вертикальный ход наверх и ухитрился подвести его как раз под одного из серебристых жуков, находившегося в стороне от остальных. Жук провалился в пещерку, а червячок тут же замаскировал образовавшуюся дырку сухим листиком и закрепил его кусочком глины.

- А-а-а! - закричал жук в ужасе от неожиданного проваливания под землю. - Меня похитили! Привидения! Разбойники! Инопланетяне!
- То есть как - инопланетяне? - удивился червячок Игнатий. - Это же вы инопланетяне! Или вы имеете в виду, что раз вы с другой планеты, то мы для вас тоже.

- С какой такой другой планеты? - прервал его рассуждения жук. - Мы с того берега бухты прилетели. Там строительство началось, вот нам и пришлось новое место жительства искать.

- Вот оно что! - рассмеялся червячок Игнатий. - Так вы не металлические роботы? И безобразеров у вас нет?
- Безобразер - это тот, кто мирных жуков под землю проваливает! - огрызнулся серебристый жук, но видно было, что он уже успокаивается. И особенно не сердится.

Трудно было сердиться на червячка Игнатия, который к тому же добавил:
- А я знаю, как загладить свою вину. Давайте обсудим это со всей вашей компанией. И со всей нашей. В норке червячка Игнатия скопилось уже довольно много его друзей. Все восхищались тем, как он отважно ринулся в разведку, и беспокоились, как бы чего не случилось.

И вдруг - о, ужас! - в норку один за другим стали вползать металлические инопланетяне. Среди них, правда, был и червячок Игнатий. Но, может быть, они привели его сюда под конвоем?

- Знакомьтесь, друзья! - раздался весёлый голос червячка. - Это нашепланетяне, с того берега бухты. Я их пригласил к нам на чаепитие. Где же лучше узнаешь друг друга, как не за чашечкой чая? А когда-нибудь мы выпьем чайку и с инопланетянами.

2. Размышление о прочитанном: "Чужие оказываются своими".

Непонимание начинается с фантазий. С детских или с взрослых - неважно. Главное, что нафантазировать легче, чем узнать, понять и посочувствовать. А там уже непонимание ИХ, других, нагнетается слой за слоем.

И вот уже ОНИ оказываются непривычными, страшными, скорее всего инопланетными. А ведь все мы с этой планеты. Фантазии посещают нас гораздо чаще, чем космические пришельцы. Да и с пришельцами червячок Игнатий тоже обещает когда-нибудь собраться за чаепитием.

Вот и расскажите детям о том, что когда с чужими знакомишься, они вскоре становятся своими. А когда не знакомишься, а фантазируешь о них всякие ужасы, так и испугаться можно.

Можно устроить игру-маскарад, в которой «чужие» будут сначала незнакомыми и страшными, а потом, по мере узнавания, совсем своими. С которыми можно пить чай и радоваться друг другу.

Для этого можно взять несколько игрушек и одеть их в импровизированные костюмы из шарфов, платков, цветной бумаги, газет, проволоки, ленточек и т.д. Затем, сочинить  сказку о том, например, как звери пришли на маскарад в костюмах, не узнали друг друга вначале и немного испугались, но затем кто-то из них догадался снять свою маску или часть костюма и все с радостью узнали его и проиграть ее, обязательно закончив сказку веселым чаепитием.

После игры, напомните ребенку прочитанную сказку и задайте следующие вопросы:

·         Кто первым придумал, что жуки - инопланетяне? Почему? Как паук Пафнутий убедился, что видит инопланетян?
·         Как узнала о нашествии космической армии божья коровка Пятнашка?
·         Видел ли «инопланетян» и их «безобразеры» жук Дормидонт? Как по-твоему, существует такое оружие: безобразер?Случалось ли тебе видеть таких странных людей, что казалось, будто все они - с другой планеты?
·         Как по-твоему, если к нам прилетят люди с другой планеты, они окажутся хорошими или плохими?
·         А если они приехали из другой страны, надо ли держаться от них подальше?
·         Почему червячок Игнатий не испугался серебристых жуков? Знал ли он заранее, что это не космические пришельцы?

3. Творческое задание.
Вы можете предложить ребенку на выбор: 

1. Изготовить серебристого жука из подручных материалов. Например, из пластилина, проволоки и фольги.

2. Выполнить рисунок по услышанной им сказке.



Комментариев нет:

Отправить комментарий