воскресенье, 22 мая 2016 г.

Кто обращается к психологу за содействием. Часть шестая. В дополнение к сказанному ранее.


Если поразмыслить над написанным мной ранее, то становиться понятно что
основным критерием условного деления на пять групп, или форм жизни, для меня служила внутренняя мотивация к самопознанию и развитию.

Так, например, монолиты уверены в незыблемости своих знаний и представлений о себе и мире, а, следовательно, у них таковая мотивация вряд ли может возникнуть. Оседлые явно когда-то имели такую мотивацию, но утратили ее по разным причинам, хотя и не безнадежно. Кочевники иногда ощущают в себе некое присутствие этой мотивации, способны ее взрастить и жить с ней, меняя себя и свой способ бытия. 

Путники руководствуются этой мотивацией на протяжении всей своей деятельной жизни. Странники имеют иную мотивацию – полное самоотречение от себя с целью служения.

Еще одним из критерием деления на группы послужила способность отдавать и брать. Монолиты чаще всего совершают взаимовыгодный обмен на любом уровне. Они честны, бесхитростны, конкретны и прямы в своем обмене. Однако, если нужно, то они могут отдать искренне все, что имеют, без сожаления и лишних разговоров. Потому, что так нужно поступить в данный момент.

Оседлые имеют избирательную способность брать, они берут лишь то, что нужно им для поддержания их оседлости. А вот с отдачей у них сложно. Возможно, что никто из них так и не задумывался по тем или иным причинам никогда над вопросом, что они могут кому-то отдать. Как-то мимо них проходит этот вопрос бытия, не важен он для них оказывается.

Кочевники настроены брать-брать и брать. Ну, что отдавать-то нужно что-то ближним,  они, естественно, понимают, но стараются минимизировать этот процесс, как только это возможно.

Путники умеют брать, они берут по разному и разное, но лишь то, что им нужно, и в разумных, именно по их мнению, приделах. Они помнят, наученные горьким опытом, что жадность и отсутствие меры могут погубить все их труды и старания. К тому же, они в ходе развития и своей жизни усваивают что «бесплатный сыр только в мышеловке», как и то, что за все есть своя цена. 

Путники постепенно приходят к тому, что лишь по-настоящему что-то отдавая, можно получить искомое. Путники могут быть по настоящему щедрыми, именно они жертвуют суммы разной величины на разные нужды страны и ближних. Но путники всегда щедры от избытка. Путники всегда руководствуются принципом разумности и здоровым прагматизмом делясь с кем-то.

А вот о странниках такого не скажешь. Странники отдают все, что у них есть, даже последнее. Все, что есть у них, все свое богатство – материальное, интеллектуальное, душевное, духовное, - они делают достоянием общественности, все это они готовы разделить с каждым, совершенно не раздумывая. Они идут по своему жизненному пути налегке, ни к чему не привязываясь, ничем не обладая, полностью посвящая себя тому служению, что они избрали.

Хочу сказать, что каждой группе присущ и свой смысл жизни. Каждый из нас обладает своим личным смыслом жизни, но если подвергнуть обобщению все личные смыслы, вполне можно получить некий усредненный общий смысл. 

Вот именно о таком общем, среднестатистическом смысле для каждой группы я пишу ниже. Естественно, где-то я утрирую, где-то чего-то не учитываю или просто не в состоянии видеть, исходя из узости своего восприятии. Однако, надеюсь, что вы меня поправите, если сочтете нужным, или дополните. Всегда рада открытому дружескому диалогу.

Как известно, смысл определяет бытие. У монолитов все просто, основательно и емко, их смысл предельно ясен и понятен – «Жить, чтобы жить!», а вот как, где и с кем – это уже относиться к личным предпочтениям и вкусам. Самое удивительное, что благодаря такому вот их бытию, они с лихвой обеспечивают жизнь не только себе, но и всему обществу в целом! 

И только благодаря монолитам многие путники много чего смогли достичь и достигнут в будущем. Благодаря им, мы все можем не только искать свои личные смыслы, но и воплощать их в реальность.

Оседлые исходя из деления на «негативщиков» и «позитивщиков» имеют на первый взгляд разные смыслы, но, если смотреть по существу, есть в них нечто одинаковое – стремление к неизменности, константности, стремление остаться в своем состоянии стагнации любыми путями. 

Одни стремятся к этому от страха утратить то, что обрели, другие от неверия и отрицания того, что в жизни есть место радости не смотря на их потери и разочарования. Для одних смыслом жизни является жить в вечной скорби и унынии, что они весьма успешно и осуществляют, постоянно бередя раны и опьяняя себя болью. 

Другие же делают свою жизнь вечным кайфом, не смотря ни на что, без учета обстоятельств, чувств и качества жизни своих ближних. В общем, и те и другие наглухо замкнуты на себе, своих чувствах и своих желаниях. Сохранение своей «глухой эгоистической замкнутости на себе» любыми путями, любой ценой и является смыслом жизни оседлых.

Смысл жизни кочевников заключен в одном емком слове «ИМЕТЬ!». Одни ради этого  смысла гнут всех в бараний рог, другие – готовы прогнуться сами. Мне одна клиентка, яркая представительница данной формы жизни, однажды так сказала о своем смысле жизни: «Или добью (читай «прогну»), или добьюсь (читай «прогнусь»). В общем, все просто, любой ценой, любыми затратами, но главное поиметь то, что я ожидаю поиметь, мечтаю поиметь и именно от тех и так, как ожидаю и мечтаю. Здесь без вариантов, или по-моему, или никак!

Обобщить и усреднить  смыслы жизни путников весьма затруднительно,  но возможно. Их усредненный смысл призывает их не «иметь», а «БЫТЬ», а вот кем быть и каким быть – здесь вариантов масса.  

Подумайте сами, можно быть мастером своего дела, профессионалом, можно быть мусульманином, католиком иудеем или христианином, можно быть «хозяином жизни», «лучшей версией себя», патриотом, космополитом, «серым кардиналом», миссионером, да много кем и каким еще можно быть. Обычно смысл жизни каждого путника очень хорошо прослеживается в его жизненной миссии, которую он обязательно воплотит в жизнь.

Смысл жизни странников настолько непонятен и сложен, насколько прост: «Полное самоотречение ради своего служения». Они ничего не имеют, и ничто не имеет их. Благодаря этому они обретают полную свободу, которая дает им возможность посвятить всего себя и всю свою жизнь избранному ими (а возможно избравшего их) служению.

Автор психолог: Гутярь Светлана Владимировна

Предыдущие статьи:





Комментариев нет:

Отправить комментарий