вторник, 16 февраля 2016 г.

Самолюбие – мать страстей



В течение всего этого периода Великой Четыредесятницы произносится очень известная молитва прп. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. 

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даждь ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даждь ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего». По своей глубине все эти прошения имеют своей целью освободить нас от самолюбия, которое, согласно Святым Отцам, является корнем всех зол.

Однако, прежде чем подойти к этой теме, мне хотелось бы немного зачитать очень благодатное  толкование прп. Никодима Святогорца на слова апостола Павла во 2-м послании к Тимофею в 3-й главе:

 «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящии добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы...»

Давайте посмотрим на некоторые из них, на то, как их изъясняет прп. Никодим Святогорец, который является отцом толкователем Нового Завета: «Апостол непосредственно первой из всех страстей ставит самолюбие как начальный корень, который порождает все виды зла, потому что в действительности первое что они любят – то самого себя и затем через самое себя любит и других людей. 

И так самолюбие является беспорядочной любовью нас самих себя из-за чего мы становимся побеждаемыми всякого рода злом и страстями и чтобы нас самих уврачевать и которая нас делает такими, чтобы мы не понимали и не желали добра нашему ближнему, но только нам самим, потому что самолюбивым называется такой человек, который любит только самого себя, из чело следует, что он даже не любит самого себя. 

Поскольку как только он последует за телесными членами и то они приносит вред одному из членов, смотрящему, руке или ноге и он переходит на другие члены, или как только он последует в дом для строительства дома и когда он вынет один из камней в стене он сотрясает и другие камни, так в Церковь следует и христианин и если он проявляет заботу только о самом себе, он не заботится о своем брате, он вредит сам себе».

Далее он касается «сребролюбца».
И продолжает: «Итак, поскольку из любви рождается всякое добро, также, напротив, из самолюбия, вместо любви, рождается всякое зло. Поскольку добро является платформой и доброй почвой для излияния для всех ее благодеяний, самолюбие сжимает широту любви и для одного лишь человека собирает ее благодеяния.

«Надменный». Он говорит, что в оставшееся время люди станут надменны, то есть хвастливы, что делает других людей более высокими. Из-за самолюбия также рождается ядовитая ветвь надменности. Надмевается некоторый потому, что любит самого себя и желает, чтобы его прославляли другие.

«Гордые, злоречивые». Надменность, когда она возрастает и увеличивается она становится гордостью, гордость же вновь превращается в заносчивость и хулу на Бога. Потому что когда некий надмевается и превозносит самого себя над другими людьми, тогда он и гордится, то есть приписывает самому себе все подвиги и добродетели, то есть считает, что он своей силой достиг добродетелей, которые он имеет не по благодати и силе Божией, тогда считается, что несчастный хулит Бога, от Которого происходит всякая добродетель и всякое добро. Очевидно, что гордость и хула на Бога происходят от самолюбия».

Далее прп. Никодим комментирует слова «родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны».
И делает заключение: «Смотри, брат, как страсти и зло являются взаимосвязанными: точно также и противоположные им добродетели являются взаимосвязанными и одна порождает другую».

После толкования слова «клеветники» он говорит, что «неужели люди в последние времена станут дьяволами, то есть злословящими всех людей и клевещущими их, потому что тот, кто не знает как приобрести в себе какое-либо добро и добродетель, тот клевещет на тех других, которые являются таковыми?

 Потому что считает, что тем самым он сам себе доставляет некое утешение, дабы не казаться, что он один является злым, но есть и другие. Видишь ли, возлюбленный, что самолюбие является корнем, из которого рождается в мир дьяволы-клветники?»

Таким образом прп. Никодим продолжает и далее, и раскрывает, что в действительности корнем всех зол является самолюбие.
Давайте посмотрим, что говорят по данной теме и другие Святые Отцы.
Прп. Исихий пресвитер, в своём послании «Феодулу» говорит: «Не существует более сильной отравы нежели яд аспида и василиска (мифическая змея в Африке). И не существует большего зла нежели самолюбие. Порождения же самолюбия, которые движутся с порывом – самовосхваление в сердце, самоугодие, чревоугодие, блуд, тщеславие, зависть, и вершина всех зол гордость, которая не только людей, но и Ангелов свергает с неба и вместо свет покрывает мраком».

Прп. авва Фалласий: «Если хочешь за раз избавиться от зол, то отрешись от самолюбия – матери всех страстей».

Самолюбивый человек свою идею о самом себе, тот идеальный образ, который он сам себе нарисовал, путает с собой настоящим. Например, он мечтает стать художником и убежден в том, что действительно наделен неординарными способностями. Такой человек возненавидит всякого, кто скажет, что он бездарность. В святоотеческой литературе самолюбие называется либо гордостью, либо тщеславием. В чем разница? 

Тщеславный человек хочет, чтобы окружающие воспринимали его как великого художника, ему нужна слава. Гордый готов умереть в безвестности. То, что его не признали при жизни, будет лишь подтверждением его гениальности — дескать, не доросли еще. Вот такие, казалось бы, разные чувства, а по сути ведь — одно и то же. А если гордость, тщеславие не удовлетворяются, то итог один — уныние.

Для самолюбивого человека важно утвердить свою личность. Ему надо, чтобы дом был хороший, дети благополучные, жена красавица и так далее. Чтобы ощущать смысл своей жизни, ему необходимо соответствовать некоему идеалу, некоему образу самого себя. Здесь речь идет об удовлетворении ожиданий, но не о любви.

И так, самолюбивый человек это тот кто:

1. Живет ожиданиями, имеет некое представление о своей личности и стремиться его, это представление, реализовать в жизни всеми силами.

2. Он удовлетворяет эти свои ожидания любой ценой, при этом он отказывает в истинной любви как себе, так и другим.

3.Удовлетворяет только свои основанные на самолюбии потребности и отказывает окружающим в удовлетворении их потребностей. Основные потребности - быть любимым и любить, быть защищенным и защитить, быть понятым и понять. Для самолюбивого все это только существует в одну сторону - это его должны любить, защищать и понимать, у него нет направленности к обеспечению потребностей даже тех членов его семьи, кто зависит от него, например, маленькие дети или престарелые и больные  родственники.

4. Все то доброе, что может совершить самолюбивый человек, он совершает только для себя! Главным в его жизни становиться то, чтобы ему в этот момент юыло хорошо и добро творилось лишь в направлении его, без учета того, каково в этот момент его ближним.

5. Самолюбивый - это человек надменный и хвастливый, он нуждается в том, чтобы его прославляли, пели ему дифирамбы.

6. Они горды и злоречивы. Такой человек видит в себе одни добродетели, да еще и превосходной форме, причем считает все это личной заслугой! В других он видит лишь изъяны и пороки.

7. Они непокорны, неблагодарны, нечестны, недружелюбны и непримиримы.

8. Они не могут пережить чужой доброты и того, что кто-то может быть добродетельным и поэтому злословят о таких людях и возводят на них напраслину (клевещут), осуждают и судят и т.д.

Кто мать страстей – самолюбие – отвергнет, тот, при помощи Божией, удобно отложит и все другие страсти, как-то: гнев, печаль, злопамятство, и прочая. Кто же одержим первым: тот, хотя бы не хотел, уязвляется и последними. Самолюбие же есть страстная любовь к телу.

Источник: найдено в на просторах интернета

Подготовил: Гутярь Светлана Владимировна.
http://raduga-art.blogspot.ru/p/blog-page.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий