понедельник, 15 февраля 2016 г.

САМОЛЮБИЕ


Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь.


Оскар Уайльд

Самолюбие — как нижнее бельё: его надо иметь, но не обязательно показывать.

Юлиан Семенов

Самолюбие как качество личности – склонность высоко оценивать свои силы в сочетании с повышенной чувствительностью, ревнивостью к мнению о себе окружающих.

Пришел однажды к мудрецу человек и пожаловался на то, что, сколько добра он не делает другим людям, те не отвечают ему тем же, и потому нет никакой радости в его душе: — Я несчастный неудачник, — сказал человек, вздохнув.— Ты в своей добродетели, — сказал мудрец, — похож на того нищего, который хочет умилостивить встречных путников, отдавая им то, что необходимо тебе самому. Поэтому и нет радости ни им от таких даров, ни тебе от таких жертв. Потому и пуста твоя дорожная сума.

И в этом кроется причина твоих неудач. Вот тебе мой совет: полюби себя, заботься о себе, обогащай себя радостью погожих дней и ночей, собирай в душе лучи счастья. Лишь тогда ты заметишь, как люди станут кормиться твоими плодами. Чем больше будет у тебя радости, тем богаче ты сделаешь этот мир.

Самолюбие — это любовь к себе, создающая определенный потенциал для любви других людей. Человек не может любить людей, если он себя не любит. «Наверное, любить другого человека просто, — считает Наоми Суэнага, — Ведь в любой момент в этой любви можно поставить точку.

Другое дело — любить себя, тут нельзя сделать паузу ни на минуту. Как только человек перестаёт себя любить, он становится уязвимым для всякой отравы». Любовь к себе предполагает самоуважение, развитое чувство собственного достоинства, осознание зрелости и целостности своей личности, целеустремленность, твердость характера, наличие собственных взглядов и жизненных принципов.

Лучше излишек самолюбия, чем недостаток самоуважения. Самолюбивый человек может себя любить и уважать, если без всяких сомнений понимает, что он является обладателем множеств достоинств как ярко проявленных качеств личности.

Самолюбивый человек пропитан идеей о самом себе, как об идеальном образе. Не зря в песне поется: «Ах, какое блаженство знать, что я совершенство, знать, что я — идеал».

Как А. Блок путал образ прекрасной дамы с реальной женщиной и поэтому со дня свадьбы отказывался жить половой жизнью со своей женой – Любой Менделеевой, так самолюбивый человек нарисовал в своем воображении образ самого себя, путая его с собой настоящим. Например, он мечтает стать писателем, и убежден в своем таланте.

Любой, кто будет утверждать обратное, автоматически попадет в галерею недоброжелателей, врагов и завистников. «Змея литературного самолюбия, — по словам Ф.М. Достоевского, — жалит иногда глубоко и неизлечимо, особенно людей ничтожных и глуповатых».

В то же время, имея собственный идеал и поэтому любя и уважая себя, самолюбивый человек стремится умножить свои достоинства. Такое стремление, несомненно, приветствуется окружающими. Но, как известно, во всем надо соблюдать меру, и в самолюбии существует тонкая грань, когда оно перерождается в себялюбие, самолюбование, самодовольство, самовосхваление и самообольщенность. И. А. Крылов писал: «Кто самолюбием чрез меру поражен, тот мил себе и в том, чем он другим смешон; и часто тем ему случается хвалиться, чего бы должен он стыдиться».

Когда высокая самооценка своих сил идет в связке с личностным ростом, такому самолюбию можно поставить высший балл. И. С. Тургенев мудро заметил: «Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть». Нет ничего плохого и в том, когда человек внимательно относится к мнению окружающих о себе.

Плохо, когда он придает этому избыточную важность, когда крайне болезненно воспринимает любые замечания в свой адрес. Самолюбие ненавидит критицизм, пусть он даже прикрывается маской конструктивной критики. Оно, подобно психологическому микроскопу, ревностно рассматривает копошащиеся микробы плохих мнений окружающих о нем.

Если окружающие видят в самолюбивом человеке недостатки, он испытывает реальные муки и страдания. Сильно задетое или ущемленное самолюбие, являясь свидетельством несамодостаточности личности, способно перерасти в месть. Включившись, ущемленное самолюбие делает залп отрицательной энергии как вовнутрь, так и вовне, разрушая собственное здоровье и отношения с окружающими.

«Уязвленное самолюбие! Оно так же могущественно, как сама любовь, писал Майн Рид, — И оно ранит так же сильно, как муки любви».

Самолюбие неравнозначно себялюбию, проявляющему любовь исключительно к своему ложному эго. Самолюбие означает любовь к себе как целостной личности, то есть к телу, уму, чувствам и разуму. Оно уважает и считается со своим ложным эго, но также внимательно прислушивается к голосу своего внутреннего судьи – совести.

Когда хотят унизить человека, переломить его внутренний стержень, бьют по его любви к себе целостному – самолюбию. Александр Дюма в романе «Граф Монте-Кристо» писал: «Люди всегда так — по самолюбию ближнего готовы бить топором, а когда их собственное самолюбие уколют иголкой, они вопят».

Первые посягательства на свое самолюбие человек получает в детстве от родителей, когда те стремятся недозволенными методами сделать его послушным их воле. Сломив самолюбие ребенка, они получают не то, что ожидали – ослабленную энергетику, потерянную индивидуальность, нежелание самосовершенствоваться, отсутствие стремлений преуспеть в учебе и унизительную безропотность.

Самолюбие подразумевает желание быть первым, будучи по своей сути агрессивно, оно понимает, что его стихия — конкуренция, соперничество и противоборство. Древнегреческий историк Плутарх в труде «Изречения царей и полководцев» писал о римском императоре Юлии Цезаре: «Говорят, что, когда Цезарь перешел через Альпы и проходил мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели в шутку спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование в почестях, спор из-за первенства, раздоры среди знати?» – «Что касается меня, — ответил им Цезарь с полной серьезностью, — то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

Когда человека «обходят на повороте», задевается его самолюбие, и он, будучи сильной личностью, стремится стать опять первым. Если он смирится с поражением, значит, станет слабее, чем прежде. Вроде бы ничего кошмарного не произошло, но нарушается его целостность, он уже смотрит на мир через призму своего подавленного желания. Кроме того, в душе поселяется страх перед дальнейшим разрушением своей целостности. Сильный самолюбивый человек – это мощный антипод страха. Отстояв всяческие нападки на свое самолюбие, человек на физическом уровне повышает сопротивляемость организма любым болезням. Люди с подломленной психикой, с подавленным самолюбием склонны к таким болезням, как рак, сахарный диабет и пр. Без сильной агрессивной составляющей, к которой относится и самолюбие, организм не может активно противодействовать стрессам, болезням, депрессиям.

Самолюбие не следует однозначно причислять к порокам. Осознанное здоровое самолюбие – это, несомненно, положительное качество личности. Самолюбие может быть добрым и злым, в зависимости от того, в какую сторону направлено. Если оно колонизирует человека целиком, то уводит его от людей к гордыне, тщеславию, чревоугодию, сластолюбию и корыстолюбию. Когда оно навсегда оставляет человека, он становится бесхарактерным, равнодушным и не энергичным. На вопрос, добродетель самолюбие или порок, ответил еще Людвиг Фейербах: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным самолюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и самолюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим».

Самая худшая форма самолюбия – любовь к удовлетворению желаний своего тела. Плоть глупа, и человек, потворствуя своим вожделениям и пламени страстей, занимается обжорством, пьянством и развратом. В страстном расположении и любви к телу с исполнением его плотских пожеланий, такая форма самолюбия уверенной поступью ведет человека к невежеству и деградации личности.

Самолюбие – это своего рода ревность к своей относительной успешности. Самолюбивый человек – вечный попутчик неудовлетворенности, которому предназначено судьбой постоянно бороться за «место под солнцем» и за меру причитающегося месту уважения. Став фанатичным искателем абсолютного личного достоинства, он, как бы высоко не взобрался по социальной лестнице, предъявляет к себе все новые и новые требования, заставляет «расти над собой», запрещает останавливаться на достигнутом, стыдясь даже мыслей об удовлетворенности. «Плох тот солдат, у которого не припрятан маршальский жезл в ранце»: эта притягательная цель абсолюта, гарантирует самолюбие от «сытой удовлетворенности», переводя его в состояние вечной гордой неуспокоенности.

Автор: Ковалев Петр Данилович
Источник: http://podskazki.info/samolyubie/

Комментариев нет:

Отправить комментарий