четверг, 24 апреля 2014 г.

О воспитании детей. Часть первая.

Наверное, нет более избитой и, одновременно, востребованной темы, нежели ситуация с «воспитанием детей». Ну, вот, опять… поморщится искушенный читатель и… будет прав.

Потому что с одной стороны, здесь все уже давно кем-то и когда-то сказано, а с другой – каждый человек уникален, а молодой – уникален втройне, а потому и применить к нему общепринятые меры воспитания с каждым годом оказывается все сложнее.

Сегодня мы вступили в новую окружающую реальность. Ее можно назвать «повышенно эмоциональной и информационно перенасыщенной» одновременно.

И не мудрено: обывательская психология потребления и готовность посвятить если и не всю, то уж точно значительную часть жизни, поиску «эмоциональной удовлетворенности» в смысле безответственной комфортности и сибаритства, давно стало общим местом и аксиомой «креативного» молодого человека, вошедшего в пору юности на рубеже последних тысячелетий.

Наша эпоха – эпоха сомнений и скептицизма. Так бывает. Когда опыт предшествующих поколений очень быстро и очень эмоционально ставится под сомнение, а в ответ на вопрос: «зачем все это?» предлагается снисходительная и сочувствующая усмешка (усмешка вообще приобрела в последнее время чрезвычайно слишком много оттенков…) – мол, «как… вы еще не дошли до того уровня внутреннего развития, когда такие вопросы просто не задаются?.. Бедняга…».

Скорее всего, в каждую эпоху сомнениям подвергаются свои смыслы и традиции. Но сегодня они даже не подвергаются сомнению или переосмыслению, а удивительно тонко нивелируются и обесцениваются во многом именно через усмешку и стеб.

Ведь с ними сложно бороться, они не имеют под собой объективных предпосылок, а значит и противопоставить им логику и здравый смысл невозможно. Здесь решающую роль играет внутренняя мотивация или то, что на языке православной культуры называется «духовный мир человека» - не путать с душевными переживаниями.

И в современном мире полностью оправдывается древняя пословица «Дух творит себе формы…» Почему? Это понятно.

Всегда есть люди, стремящиеся к влиянию и власти, вся разница только в масштабах и средствах осуществления этого страстного порыва. Сегодня у нас общество информационное, а значит, кто формирует основной информационный тренд, тот имеет реальную власть, пусть даже и не обладая юридическими полномочиями в прямом смысле слова.

Влияние и власть издревле завораживали человека… ради них предавались лучшие чувства и лучшие друзья, жестоко разбивались светлые намерения и мечты, совершались великие преступления, превращавшиеся затем в небывалые трагедии.

В жертву этому идолу приносились и приносятся судьбы множества людей и целых народов. Стремление к власти носит почти сакральный оттенок, только слишком уж часто, со знаком минус.

А для того чтобы обеспечить себе или группе лиц достаточно долгое влияние, в современном мире нужно создать ряд моделей поведения, ряд зависимостей, когда человек сможет «выбирать» как строить свою жизнь внутри заданной системы, даже не помышляя о том, что внутри этой матрицы правды нет, как нет истинного света и истинной жизни.

Таракан внутри прозрачного стакана думает, что перед ним открыт весь мир, однако хозяин стакана придерживается на этот счет, как правило, несколько другой теории и линии поведения соответственно.

К чему этот пролог… важно понять, что если сам человек или его семья самостоятельно не возьмет ответственность за свою жизнь, то ей обязательно будут распоряжаться другие люди, причем, скорее всего, не слишком добрые.

Ведь мы живем в мире полном страданий и проблем, а потому не стоит рассчитывать на веселое и легкое, беззаботное времяпрепровождение на протяжении нескольких десятков лет.

Еще со времен грехопадения Адама и Евы мир наполнился множеством страстей и, перехлестываясь друг с другом, стравливая людей между собой, они становятся той неприемлемой атмосферой в обществе, когда духовно-нравственные законы для слишком многих отходят на второй и даже третий план, а на первое место встает эгоцентризм, хищничество, жестокость и страх.

А глубоко испуганный человек способен на страшные поступки… но это уже тема для отдельного разговора.

И вот в этот непростой мир, в котором есть и светлые стороны, выходит наш ребенок, затем подросток, юноша или девушка, будущий мужчина или женщина.

С каким багажом он выйдет во взрослую жизнь?

Что мы должны и могли бы ему передать?

Каким человеком мы хотели бы его видеть?

На эти и другие вопросы необходимо отвечать себе практически постоянно, иначе говорить о воспитании кого-либо, а может быть и себя - в первую очередь, - попросту не приходится.

Наверное, нет смысла пытаться выстроить некоторую стройную пошаговую систему воспитания личности. В конце концов, есть же определенные умные книги и их нужно прочитать.

Более важной здесь представляется возможность поговорить о некоторых векторах воспитания, о которых ни в коем случае нельзя забывать, если только мы согласимся, что живем в «повышенно эмоциональной и информационно перенасыщенной» реальности.

Первое. Цель и образ. Говоря о воспитании, не стоит путать его с кормлением, обуванием и одеванием, лечением и развлечением наследника. Это то, что на языке обывателя можно выразить как «вырастить ребенка».

«Выращивание» потомства свойственно всем представителям животного мира (в той или иной степени), а потому и не является добродетелью в собственном смысле слова. Это просто наш долг – продолжить свой род и позаботиться о его физическом выживании.

Как говорится, раз родил, то и заботься о своем потомстве. Это естественно, нормально, физиологично, вполне социально и очень инстинктивно по определению.

Однако все это еще не имеет никакого отношения к воспитанию как к таковому.

Воспитывать человека - значит заложить в его душу, в его разум, волю и чувства истинные духовно-нравственные понятия и навыки жизни в соответствии с ними.

Умный и совестливый человек – вот одна из самых положительных оценок, которую давали нашим предкам. А теперь сравните: прикольный пацан, девушка без комплексов, ловкий предприниматель, богач, бабник, успешный чинуша и прочие популярные эпитеты, предлагаемые в качестве бонуса современным молодым людям.

Вот почему, прежде чем говорить о некоторых аспектах воспитании наших детей, давайте зададимся вопросами: зачем именно нам, родителям, все это нужно и какими людьми мы хотели бы видеть своих детей к 21 году жизни? Поверьте, что многое сразу покажется в необычном свете.

Окажется, что воспитание детей – это страшно тяжелый труд. К тому же не очень престижный сегодня.

Здесь важно определиться с приоритетами внутри семьи. Попробуйте честно ответить себе на вопрос: какое по важности место в моей жизни занимает воспитание детей (или займет, если деток у вас пока еще нет)?

Ключевые слова в предыдущем моем предложении: «честно» и «ответить».

Очень часто родители сегодня не готовы поставить воспитание детей на первое место в своей жизни. Да что там на первое… скажу вам по секрету, что при максимально честном ответе на этот вопрос, данный вектор развития семьи выпадает даже из первой пятерки… а вы говорите, что молодежь у нас не очень-то… вот так…

Пословицу о яблоне и яблоке хорошо помните? Да уж… есть о чем серьезно задуматься.

Здесь важно понять, что в современном мире, среди моря информации и соблазнов, нельзя воспитывать ребенка изредка или относительно регулярно.

Ведь ему нужно помочь сформировать целостное мировосприятие, научиться различать добро и зло, понять и принять свое предназначение, побороться за его реализацию и стать тем самым «умным и совестливым человеком», который и сам будет счастлив, и вас в старости одарит уважением и заботой.

А что, по нынешним временам… забота о нас в старости вовсе не причуда или каприз, и на определенном моменте жизни без нее просто будет очень трудно существовать. Так что лучше об этом позаботиться и помолиться заранее.

А чтобы ребенок научился необходимому в жизни, с ним нужно заниматься постоянно. Это означает, что от очень многих вещей нам придется отказаться.

Сегодня слишком много говорят (именно уж слишком!) о самореализации, о комфорте, о материальном благополучии, о карьере, о следе в истории, о признании окружающими и о не доставшейся любви в детстве, прибавьте еще к этому массу политики, моды, шопинг, стрессы, перепалку с родственниками (что тоже иногда случается) и… на детей буквально не останется ни сил, ни времени, ни… желания.

Вот и получается: родили как-то человека, прожили с ним рядом некоторое время бок о бок, взяли от жизни все или то, что смогли и потом удивляемся тому, что у нас в семье возникают странные вещи, а наши дети ну совсем не похожи на ангелов… да что там на ангелов… на людей-то нормальных не очень…

Вот почему важно принять как аксиому и императив, что воспитание детей – важнейшая часть нашей жизни, по крайней мере, на ее определенном этапе.

Облогин Олег Владимирович

Р.s. продолжен набор в группу "В гармонии с телом", первое занятие запланировано на 15 мая. Узнать о курсе подробнее и записаться на первое занятие, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2012/06/blog-post_3265.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий