Однако опыт показывает: и в недрах самых «благополучных» семей происходят тяжкие столкновения, близкие люди мучаются, не понимая друг друга.
Становясь впервые родителями, мы
начинаем новую жизнь с чистого листа, чужим опытом здесь не обойтись. Наш
родительский стаж исчисляется возрастом наших детей, мы растем и совершаем
ошибки вместе с ними.
Вместе с ними мы пускаемся в путешествие, и нужно быть готовым к разнообразным приключениям и опасностям. К сожалению, мы лишены возможности вооружиться точной картой, чтобы заранее предвидеть и обойти все препятствия...
Вместе с ними мы пускаемся в путешествие, и нужно быть готовым к разнообразным приключениям и опасностям. К сожалению, мы лишены возможности вооружиться точной картой, чтобы заранее предвидеть и обойти все препятствия...
Нет универсального средства,
способного помочь избежать или предотвратить кризисные ситуации с детьми.
Согласитесь: спокойные,
тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним
не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по
головам своих родителей?
У всякого ребенка время
от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают
"разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине!
То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается
признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась
ситуация.
Ребенок живой,
подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам.
Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит
из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные
ответы.
Не следует любого
возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок
полон энергии, если она бьет через край, отчего он порой становится упрямым и
непослушным, - это не значит, что он гиперактивен.
Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка
активного от гиперактивного.
Главное отличие
гиперактивности в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не
слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В
группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых
патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом,
недоношенные.
Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.
Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.
Гиперактивный ребенок,
независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на
улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не
задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не
подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может
остановиться.
Гиперактивность - это не болезнь, это
небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само
пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок
начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со
сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли
удастся.
Гиперактивные дети на
протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело
засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко
всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д.
Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Но наиболее заметными
гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок
попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной
школе.
Почему именно в детском
саду? Потому, что именно там ребенок
впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию,
в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого
коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля.
Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе).
Необходимо уделить
внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду.
Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера.
Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда
реально подобрать верный тон, не сорваться на крик.
Слова "нет",
"нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по
сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато
очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще
надо отказаться.
С самого начала необходимо строить взаимоотношения с ребенком
на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать
детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно
или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на
другой объект.
Говорить нужно спокойно,
без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные
сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение
плохо поддаются контролю.
Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь, по возможности, сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь, по возможности, сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
Очень важен и физический
контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить -
это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения,
наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
Организация всей жизни
должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте
распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать
этому распорядку.
Определите для ребенка
круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и
контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если
результаты далеки от совершенства.
А также воспользуйся
такими советами:
- Ребенок не виноват, что он такой, поэтому бесполезно
его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы
добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он
"неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка
управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему
помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том
числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но
не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по
земле, бросаться камнями там, где нет людей. Ему просто необходимо выплескивать
энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании
необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и
предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности:
детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях.
Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков).
- В некоторых случаях
излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку
родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным
способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления.
В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- Недостаток физической
активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать
естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать,
попрыгать.
- Иногда нарушения
поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на
кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или
родителями.
- Приучайте к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Автор Анастасия Ведерникова, психолог центра социальной помощи семье и детям по городу Калиниграду.
P.S. Если вы хотите лучше понять своего ребенка, улучшить свои отношения с ним, записывайтесь на наш курс он-лайн "Родительский университет".
P.P.S. Для знакомства с курсом мы предлагаем пройти первое занятие бесплатно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий