1. Читаем сказку.
Наработавшись,
червячок Игнатий решил передохнуть. Весной, летом и осенью у него было много
работы. Ведь он был дождевым червячком и занимался очень важным делом. Он
рыхлил землю.
Если землю не
рыхлить, она становится плотной и твёрдой. В такой земле корешкам трудно расти,
дышать и добывать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в которой между земляными
крупинками много воздуха и влаги.
Люди рыхлят землю
особыми машинами или лопатами. Но у них не получается нормальных крупинок.
Лучше всего
рыхлят землю дождевые червячки. Они делают её пушистой и удобной для растений.
Этим и занимался
червячок Игнатий. Он рыхлил землю замечательно. Вокруг его норки росли самые
красивые цветы, самая зелёная трава, самые густые кусты и самые высокие
деревья. Такая пушистая и удобная для растений была там земля.
Так вот, однажды,
наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть. Он вылез наружу, и тут как
раз пошёл дождик. Червячок Игнатий очень любил дождик, как и все дождевые
червячки. Он растянулся на земле и с наслаждением мок. Но одна из струек дождя
стала щекотать его так, что червячок Игнатий никак не мог от неё увернуться.
- Щекотно, щекотно! -
засмеялся червячок Игнатий. - Зачем меня так щекотать? Как будто со мной
водяной червячок играет!
И вдруг струйка
заговорила:
- А я и есть водяной
червячок. Сейчас я лечу с тучи. Потом я поползу, потеку по земле, потом в землю
- и буду там поить всякие корешки. Конечно, если земля рыхлая, а то самому мне
прорыть её трудно.
- У меня здесь земля
очень рыхлая, - с гордостью сказал червячок Игнатий. - Своё земляное дело я
делаю так, что Вы, водяной червячок, можете смело делать своё водяное дело. А
как Вас зовут?
Водяной червячок
забулькал от удовольствия:
- Буль-буль!
Буль-буль! Меня зовут Буль-Буль! А Вы, наверное, червячок Игнатий. В нашей туче
про Вас рассказывали разные удивительные истории. А теперь мне пора. Дождик
кончается. Пора отправляться вглубь.
Водяной червячок
превратился в тоненький ручеёк и впитался в землю.
«Значит, не такой уж
я дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Буль-Буль гораздо дождевее меня. Ведь
он занят водяным делом. Нельзя же называться дождевым только потому, что от
дождя приятно».
Дождь кончился,
сквозь облака проглянуло солнышко, и червячку Игнатию приятно было погреться
после купания. Вот только один из солнечных лучиков стал подогревать его так,
что червячок не выдержал и взмолился:
-Пожалуйста,
солнечный лучик, не будьте таким приставучим. Вы такой жаркий, а увернуться от
Вас почему-то не получается.
Вдруг лучик ответил:
- Я просто играл с
Вами, червячок Игнатий. Я ведь тоже червячок, только огненный. Меня зовут
Жар-Жар. Я согреваю землю и даю свет растениям.
- Простите, - сказал
червячок Игнатий, - что я не признал вас за червячка. Вы такой прямой! Хотя и я
могу вытянуться в струнку.
- Не надо
вытягиваться передо мной в струнку, червячок Игнатий, - сказал лучик, то есть
огненный червячок. - Вам нужно быть гибким для вашей земляной работы. А мне
пора заняться своей огненной работой. Надо посветить вон на тот одуванчик.
И огненный червячок
скользнул в сторону.
Не успел червячок
Игнатий подумать о новом знакомстве, как почувствовал лёгкий ветерок. Ветерок
подул с одной стороны, потом с другой, а потом сказал:
- Между прочим, я
тоже червячок. Воздушный. И зовут меня Дув-Дув. Я занимаюсь воздушной работой:
несу воздух туда, где он нужнее. И я рад познакомиться с Вами, червячок
Игнатий. Вы ведь известный земляной червячок.
- Как вы сказали? -
удивился червячок Игнатий. - Земляной, а не дождевой?
- Конечно, земляной,
- подтвердил невидимый Дув- Дув. - Вы же земляной работой занимаетесь. А я
занимаюсь воздушной работой, и мне пора лететь дальше. Дышать всем нужно. Пока!
«Да, наверное, я
больше земляной червячок, чем дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Впрочем,
дело не в названии, а в том, каким главным делом занимаешься».
Всё-таки
ему нравилось называться дождевым червячком. Ведь так приятно полежать под
дождём после работы!
2. Размышление о прочитанном: "Своё и чужое"
Перед тем как перейти
к тому, чтобы задать ребенку вопросы, приведенные ниже, вам следует сделать
небольшое резюме о прочитанном, подготовить ребенку к анализу того, что он
узнал из сказки.
Для этого, поговорите
с ребенком примерно о следующем: "Как бы ни назывался червячок Игнатий,
дождевым или земляным, но он очень человеческий. И те червячки, с которыми он
познакомился, тоже напоминают нам о человеческих характерах. У каждого из них
свои особенности, своё неповторимое занятие.
Может быть, и среди
людей, среди детей, которых мы с тобой знаем, есть разные характеры. Как ты
думаешь, кто из твоих знакомых больше земляной и усердный? Кто - текучий и
плескучий? Кто - воздушный и полётный? Кто - жаркий и темпераментный?
Получается, что все
мы разные. Как ты считаешь, в чём это проявляется? А как тогда возможно
добиться взаимопонимания, что ты на это скажешь?
Как ты думаешь, эти
особенности характера (усердие, текучесть, легкость и пылкость) могут быть
чем-то полезны? А чем? ".
Затем, следует перейти
к обсуждению самой сказки.
Возможные вопросы:
·
Чем
ты любишь заниматься больше всего?
·
Какое
главное дело было у червячка Игнатия?
·
А
у водяного червячка Буль-Буля?
·
А
у огненного червячка Жар-Жара?
·
А
у воздушного червячка Дув-Дува?
·
Были
ли чем-нибудь похожи эти четыре червячка? Чем? Бывают ли люди такими разными,
как эти червячки?
·
Могут
ли люди заниматься одним и тем же, но сильно отличаться друг от друга?
·
Знаешь
ли ты, каким должен быть тот, кто тебе нравится? Можешь описать его свойства?
·
Твои
друзья - они одинаковые или непохожие?
3. Творческое задание.
Вы
можете предложить ребенку на выбор:
1. нарисовать червячка Игнатия, Буль-буля,
Жар-Жара, и Дув-дува.
2.
изготовить этих червячков из подходящего материала (пластилина, ленточек, фольги,
полиэтилена, лоскутов. цветной бумаги и т.д.).
Затем
обязательно поговорите с ребенком о его поделке, договоритесь с ним куда ее
повесить или поместить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий