А дети продолжают теряться в догадках - как же
все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в
следующий момент от этих непонятных взрослых?
Посмотрим, чем могут помочь в решении подобных проблем
достижения науки.
В педагогике принято выделять четыре типа воспитания
детей: авторитаризм, гиперопека, невмешательство и сотрудничество.
Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.
Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.
Авторитаризм - это систематическое подавление одними
членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им старшими детьми)
инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству.
Или же итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе.
Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству.
Или же итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе.
Гиперопека - это система отношений в семье,
при которой родители, обеспечивая удовлетворение всех потребностей ребенка,
ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни.
Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения.
Бывает и наоборот: приближаясь к подростковому возрасту ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.
Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни.
Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения.
Бывает и наоборот: приближаясь к подростковому возрасту ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.
Невмешательство - это система взаимоотношений в
семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования
взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот
стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности,
ответственности, накоплению опыта.
Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в малыше эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей.
Не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.
Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в малыше эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей.
Не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.
Сотрудничество - это способ построения отношений в
семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и
задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том
числе и в эмоциональной.
Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь и поддержать.
Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь и поддержать.
"Сотрудничество" признается наиболее
эффективным типом воспитания. Но на практике, в семьях, как правило,
сталкиваются разные стили воспитания, создавая напряженность и неблагоприятно
влияя на развитие ребенка. Почему же так происходит?
Об этом мы поговорим в следующей статье.
Об этом мы поговорим в следующей статье.
Автор Анастасия Ведерникова, психолог центра социальной помощи семье и детям по городу Калининграду.
Если вы желаете изучить свой собственный стиль воспитания и его влияние на взаимодействие с ребенком записывайтесь на наш он-лайн курс "Родительский университет".
Записаться можно здесь:
Если вы желаете изучить свой собственный стиль воспитания и его влияние на взаимодействие с ребенком записывайтесь на наш он-лайн курс "Родительский университет".
Записаться можно здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий