воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Что может сделать родитель, если ребенок ведет себя агрессивно?


Я думаю, что сначала нужно понять причины агрессивного поведения ребенка. Что лежит в основе агрессивного проявления на данный момент. А уже после этого делать выводы и предпринимать какие-то решительные действия.

Одной из причин агрессивного поведения может стать чувство одиночества. Проявляя агрессию, ребенок напоминает вам о себе, обращает ваше внимание на свое присутствие. 

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделите ему внимание. Детям достаточно десяти минут Вашей искренней включенности в его жизнь.

Но если Вы не можете, то проявите вежливость, покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

В ином случае ваш молчаливый отказ будет провоцировать ребенка на агрессивный ход.

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками и  подарками. Для него гораздо важнее и нужнее Ваше непосредственное внимание.

Дети как копирка, и если Вы все же не хотите проявлений агрессии, дорогие родители, будьте внимательны к собственному поведению и выражениям. Малыши с точностью отразят все, что Вы делаете. Первым примером социального поведения для ребенка является семья.

Воздержитесь от порицания и отвержения. Фразы: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!" - очень ранят детей. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявляйте неудовольствие по поводу действий ребенка, но не его личности.

Разговаривайте с ребенком о его чувствах.  Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Так ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Взрослые часто думают за детей, и как будто лучше знают их чувства и эмоции. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении за окружающими, что означает поведение ребенка.

Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, а взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства для самовыражения чувств ребенком. 

Когда ребенок становится неуправляем в своей истерике, то есть очень хороший способ – это объятие. Посудите сами, тепло спокойного рядом человека успокаивает.

Так же объятие все же некий символ оков, Вы немного обездвиживаете бунтаря, а так же даете ему понять, что Вы рядом, вместе с ним. Такое ваше поведение не только успокаивает, но и дает понять малышу, что эмоциями можно управлять.

Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность.

В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. 

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить.

Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что любая агрессия возвращается самому же ребенку.  Со злыми никто не хочет дружить, зло в сказках всегда бывает повержено, да и вообще расшатывает нервную систему.

Устанавливайте некоторые правила, вехи, которых Вы будете придерживаться. Желательно, чтобы Ваши правила носили позитивный характер. Например, «если кто-то играет игрушкой, и она срочно понадобилась, то мы ждем». Или, «в нашем доме живут мирно».

Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. 

Беседовать о негативном поведении ребенка лучше без свидетелей.  В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.). 

Предотвращайте ситуации, которые  провоцируют негативное поведение ребенка. 

Очень важно легализовать агрессивные чувства, не удерживать их в себе. Удержание агрессии в себе может сказаться на здоровье ребенка. Поэтому позволяйте детям выражать свою агрессию мирным путем, в игровой форме.

Хорошо предоставлять ребенку способы официальной разрядки от агрессии. Это занятия спортом, активные физические игры, уборка в детской, любые физические действия, направленные на созидание, а не на разрушение.

Научите ребенка трансформировать гнев и агрессию в созидательную энергию. 

Предотвращая агрессивное поведение малыша, используйте рисунок, сказку, игру, фотографию – это все методы арт-терапевтического подхода. Детки очень хорошо его воспринимают.

Наталья Беляева

Психолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий