среда, 11 апреля 2012 г.

Прятки

Есть такая замечательная детская игра – прятки. Она веселая, азартная, в ней есть место всему: находчивости, терпению, соревнованию и победе. Прятки – игра для группы детей разного возраста. Именно когда в нее играет группа, она и интересна.

Но случается и так, что кто-либо из нас начинает играть в прятки в одиночку, вы думаете, этому человеку скучно? Нет! И все потому, что он даже не догадывается о том, что идет игра в прятки с самим собой: человек сам водит, сам прячется, сам себя ищет, сам себя преследует и т.д. 


Когда человек ведет эту игру, он думает, что пришла к нему череда неудач, что мир повернулся к нему самой темной своей стороной, что нет просвета в его жизни…и т.д. Правильно, он же прячется в этот момент, сидит где-то в укромном темном уголке и ждет, когда же его найдут. 


Самое-то интересное в том, что он же просто сидит и ждет, а жизнь идет, проблемы копятся, ситуации не разруливаются и радости в этом мало, в общем, одна печаль и расстройство. И добавляется к тому же страшная раздражающая неудовлетворенность: игра как-то слишком уж затянулась, все никак не находят того, кто спрятался, а ему при этом так хочется, что бы побыстрее все как-то само собой разрешилось.



Передо мной лежат несколько работ моего клиента, мастера по игре в прятки с самим собой. Ему 36 лет, 29 из них он посвятил игре, 29 лет он сидит и ждет, когда же его найдут! Еще на первых наших встречах он сочинил сказку о том, что некий семилетний мальчик Ваня попал в трудные условия жизни. Был вынужден спасаться, и отплыл на лодке. Река принесла лодку к некоему острову в камыши, мальчик там и уснул. На этом сказка закончилась и так не была дописана моим клиентом. 


С Ваней клиент олицетворял себя, река – это течение жизни, которое его понесло, а он никак на это не реагировал, не желал управлять своей жизнью. А вот сон в камышах означает лишь то, что клиент придумал, как можно спрятаться от жизни и от самого себя одновременно.   

Мой клиент образованный, интересный человек, но он напрочь отказывается выходить в действительность. Однажды он мне рассказал, что самая большая для него ценность – это дети. Заметьте, не «его дети», а просто «дети». Из этого следовало бы предположить, что дети в его семье горя не знают. Оказалось с точностью до наоборот: семья порой не имела даже средств на самое необходимое, жила в режиме тоталитарной экономии, минимализм здесь был во всем. 


При этом мой клиент доказывал мне, что будет строить дом. Зарплату он имел незначительную, а участком обладали его родители где-то вдали от всех коммуникаций и транспортных магистралей. Ах, да, был у него еще один план. Его родители задумали достроить у себя во дворе флигель, переехать в него, а дом, в котором живут сейчас, продать. И мой клиент решил уйти с работы, достроить родителям флигель на тех условиях, что они будут ему платить за работу, а потом дом достанется ему. Решил, сделал, взялся за это дело, но так ничего и не вышло. Кроме того, что в ходе реализации этого решения, мой клиент переехал жить к маме с папой в их дом, по семейным, ясное дело, обстоятельствам.

И вот передо мной одна из последних его работ, которая поставила все точки над «и». Я дала ему задание выбрать от 10 до 20 фотографий его родительской семьи и изготовить альбом с надписями по теме «Линия жизни». Каково же мое было удивление, когда я увидела, что последняя фотография в альбоме изображает его семилетнего, перед походом в первый класс. 


Почему я удивилась? Да дело просто в том, что клиенту 36 лет, следовательно, последнее фото могло быть о том, как он женился, создал свою семью и ушел из родительской, или последнее фото могло отражать его отношения с его родителями на сегодняшний день. Но нет! Его «линия жизни» заканчивалась на семилетнем возрасте. А теперь вспомните сказку про мальчика Ваню, с которым в 7 лет что-то там случилось. Знаете, что же это было за несчастье, после которого мой клиент отправился играть в прятки? Всего лишь поступление в школу, столкновение с первыми трудностями, которые надо было преодолевать, с принятием первой ответственности на себя за свое будущее и настоящее, с тем, что у человека есть еще и обязанности. Вот это и стало для моего клиента настоящим потрясением. 


Да, было просто замечательно быть ребенком, и так захотелось вернуться в эту пору, возраст и состояние, что не смог он себе в этом отказать. Так и играет сам с собой в прятки! А ценность  в детях – это ценность его ребячества, желание, что бы родители увидели в нем ребенка и приняли бы его, наградили заботой и лаской, признали бы то, что были к нему несправедливы, слишком взыскательны и строги. 


Согласна, все это неосозноваемо  моим клиентом, все это вытесняется им, но кому от этого легче: ему, его детям или престарелым родителям?


Автор Светлана Гутярьgutyarsv@rambler.ru, в скайпе - svetagutjar

Комментариев нет:

Отправить комментарий