понедельник, 24 октября 2016 г.

Терпение! Терпение и еще раз терпение!

Согласитесь, не хватает частенько нам, взрослым, терпения в воспитании детей, да и
в общении тоже. Любим мы подгонять, торопить, недослушивать. Все время торопимся сами и детей своих подгоняем, что бы они за нашим темпом жизни поспевали, шли в ногу с нами. 

Нам бы притормозить, сбавить обороты, подождать, чтобы ребенок за нами успел, а нет – пускай догоняет. Нам подавай ребенка, который сразу бы все научался делать – быстро и качественно, да чтобы шнурки от рождения умел завязывать и одевался секунд так за 45 в свои 3 года, чтобы уроки делал сам, быстро и правильно. 


Но в жизни все не так, как в наших ожиданиях и мечтах! Чаще всего, ожидания имеют свойство не оправдываться. 

Только представьте, сидит трехлетний малыш и еле-еле пуговицы застегивает уже минут 15, пыхтит, но упорно застегивает. У него это еще медленно получается, примерно каждая десятая попытка венчается успехом, но он самостоятельно, терпеливо, настойчиво продолжает делать попытку за попыткой! 

А рядом то и дело появляется мама, которая либо пытается «помочь» ребенку, сделав все за него сама, либо наткнувшись на стойкое: «НЕТЬ», - с негодованием восклицает что-то вроде: «Терпения на тебя не хватает, в кого ты такой медлительный. Давай быстрее, мы уже опаздываем в садик!». 

Казалось бы, мама подобной фразой просто желает поспособствовать увеличению успешных попыток, подстегнуть ребенка действовать быстрее и успешнее. 

Однако, ребенок реагирует на такие слова совершенно противоположным способом: его действия становятся более порывистыми, хуже скоординированными из-за волнения и желания угодить родительнице, следовательно, удачных попыток становиться меньше, а количество неудачных возрастает, напряжение растет, настроение портиться. 

Но это еще не все. В памяти останется надолго, если не навсегда, у этого ребенка то, что он не такой, как надо маме и этим ее огорчает. Такой опыт общения с мамой, полученный в детстве, весьма отрицательно может сказаться на самооценке ребенка.  

Любой родитель знает, что движения детских ручек вначале всегда неловкое и плохо скоординированное, и только с опытом достигает автоматизма, приобретает ловкость и сноровку. Но знание не освобождает от ошибок, как ни странно.  

Любой родитель склонен торопить и подгонять малыша, желающего что-то освоить самостоятельно. Родитель забыл свой детский опыт научения тому или иному, забыл, сколько времени и сил у него отняло овладением каждым новым действием.  

Теперь-то став взрослым он все делает на автоматизме, без особых затруднений. А, так как сытый голодного не понимает, то и не может взрослый понять и принять ребенка в его начальном пути овладения новым. Взрослый думает, что раз я это способен сделать быстро, то и любой способен, а значит и мой ребенок тоже. 

А раз так, то совсем не понятно, почему он копается и не желает торопиться. Век то скоростной, всем надо торопиться, спешить, а он тут сидит, пыхтит, сопит и так неторопливо что-то там делает.

Нам взрослым, живущим в бешеном жизненном темпе, очень часто не хватает выдержки и терпения, особенно когда дело касается каждодневного рутинного процесса общения с маленьким ребенком.

Вот только терпение – понятие относительное, так как терпения у нас ровно столько, сколько мы сами себе позволить можем проявить. Если мы решили, что ребенок будет завязывать шнурки столько времени, сколько потребуется, но самостоятельно, то нас совсем не будет раздражать тот факт, что он это делает уже минут 15-20. 

Однако, если мы решили, что ребенок должен проделать эту манипуляцию за 5 минут, то естественно, что терпения ждать дольше этого времени у нас не будет. 

И по истечении данного срока взрослый начнет раздражаться, злиться, высказывать ему упреки и всякие обидные вещи. Конечно, вполне возможно, что через какое-то время взрослый сам будет мучиться от чувства вины за свое поведение, но дело-то уже сделано. 

Хотя, если посмотреть на все со стороны и по рассуждать логически, всего-то и нужно было, так это разрешить ребенку сделать дело в его темпе, не ставя никаких временных ограничений. Все были бы довольны, а у ребенка была бы в опыте еще одна победа при полной поддержке родителя.

Так что же делать, когда уже родительское терпение на исходе, а ребенок все пытается и пытается завязать шнурок на злосчастном ботинке?! Когда родителю хочется высказать ребенку все, что он думает о своем ненаглядном чаде и его поведении? Что тут делать и как тут быть?

Попробуйте, отбросить упреки и нелестные эпитеты, назойливо вертящиеся на вашем языке, и подумать о ребенке в положительном ключе, о том, какой он у вас упорный, усидчивый, самостоятельный, настойчивый, а порой и по-доброму хитренький. Тогда вам проще будет реагировать на его действия, да и нервы будут здоровее.  Позвольте ребенку развиваться и расти в его собственном неповторимом темпе.  

Дорогие взрослые, когда вам вновь не будет хватать терпения или захочется поторопить свое дитя, упрекнуть в чем-то, представьте на минутку, что ваш ребенок – прекрасный цветок, который растет и крепнет -  торопить его не надо, не надо подгонять и тянуть «за уши». 

Вы же настоящий цветок не подгоняете и не тянете за стебель из земли, не говорите ему: «Давай быстрее расти! а где цветы? Почему еще ты не цветешь? А ну-ка быстро начинай! Что ты такой медленный!». Нет, вы терпеливо ждете, пока появятся первые листочки, поливаете его, ухаживаете за ним, создаете благоприятные условия для его роста, так же стоит поступать и с детьми. 

Детей нужно любить, заботиться о них, помогать, направлять и поддерживать, как редкий заморский цветок. Возможно, благодаря такому сравнению, вы сможете сдержаться, проявить терпение и выдержку по отношению к собственному ребенку. 

Пячките Дарья Викторовна

http://raduga-art.blogspot.ru/2016/05/blog-post_31.html

Другие статьи на эту тему:

Сила слова

Запрещаем с умом

Любовь по правилам и без.

Комментариев нет:

Отправить комментарий