В прошлой статье мы с вами затронули вопрос о том, что же делать родителям, когда
у ребенка что-то не получается и пришли к выводу, что если ребенок не просит вашей помощи, значит не стоит ему ее навязывать, не стоит его вечно одергивать, поправлять, говорить о том, что он делает неправильно.
Но что же делать, когда ситуация прямо противоположная? Что делать, когда ребенок просит вашей помощи, говорит о том, что ему трудно, когда он не справляется с заданием, каким-либо делом?
Правильно ли это игнорировать просьбу о помощи, предоставляя возможность ребенку самому решить проблему? Как стоит поступить в этом случае?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним о том, как дети чему-то учатся, чем-то овладевают.
Вы же наверняка замечали, что в каждом возрасте ваш ребенок какие-то дела может делать самостоятельно и ваша помощь ему не требуется, а другие дела для него очень трудны и без помощи взрослых ему не справиться, а есть и те дела, которые даже при поддержке взрослых ему не сделать.
Все то, что ребенок пока еще не может сделать самостоятельно, но сможет сделать вместе со взрослым – это зона его ближайшего развития, как писал знаменитый русский психолог Л.С. Выготский.
Все то, что сегодня ребенок делает вместе с вами, он скоро научится делать самостоятельно, без всякой вашей помощи. Таким образом, в процессе совместного выполнения сложных дел родителями и детьми, расширяется круг умений ребенка.
Поэтому, познавая окружающий мир совместно с родителями, ребенок чувствует себя более успешным, уверенным в себе, сильным, способным. Отсюда следует вывод о том, что отказывать ребенку в помощи, когда он в ней нуждается, когда ему трудно – ошибочно.
Порой мы, родители, считаем, что наш отказ в помощи – это всего лишь мотивация ребенка к переходу на более высокий уровень действий, понукание его в направлении к ответственности, настойчивости, упорству в достижении целей. Однако, такая мотивация имеет и обратную сторону.
Стоит помнить, что если мы зачастую оставляем ребенка один на один с проблемой из «зоны его ближайшего развития», то он постоянно сталкиваясь с неудачей самостоятельно овладеть еще трудным для него решением проблемы, постепенно свыкается с тем, что «ничего у него не получится», а значит «и пробовать не стоит».
Попросту ребенок разуверится в себе и своих возможностях и потеряет исследовательский интерес, свойственный детям, из-за становящейся хронической, неуверенности в себе.
Поэтому, если ребенок просит вас ему помочь, откликнитесь на его просьбу и предложите ему сделать это дело вместе с вами – научите его этому делу и, вскоре, он сделает нечто подобное сам. Берите во внимание и то, что вы делаете совместно только ту часть работы, с которой самостоятельно он справиться не в состоянии, а все остальное ваш ребенок выполняет сам.
Инициативность ребенка, желание учиться чему-то новому, важно беречь и хранить, важно подкреплять его желание расширять круг тех дел, которые ему под силу. Но как же эту активность в делах сохранить и развить в ребенке, а не истребить ее на корню.
Ведь нередко можно услышать от недовольных родителей о том, что их ребенок совершенно не хочет ничему учиться, не хочет ничего делать. А все почему? Потому что, чаще всего, родители сами виноваты в том, что ребенок пассивен.
Это происходит тогда, когда родители систематически делают дела за ребенка, говоря «дай сюда, я быстрее сделаю; ну, кто так делает, это неправильно – иди, поиграй, а я сама (сам) разберусь», - и все в этом же духе.
А еще такое происходит, когда взрослый слишком рано перестает помогать ребенку в выполнении какого-либо трудного дела или наоборот, слишком долго контролируете, не давая ребенку возможности сделать дело самостоятельно от начала до конца, постоянно контролируя процесс. Так и угасает активность ребенка, его стремление пробовать новое.
Поэтому, дорогие родители, проявляйте терпение и помните, что когда-то вы сами всему учились постепенно и во многом вам помогали ваши собственные родители, а теперь пришел ваш черед быть помощниками и учителями для своих собственных детей.
Пячките Дарья Викторовна
https://www.b17.ru/radiowave21/
у ребенка что-то не получается и пришли к выводу, что если ребенок не просит вашей помощи, значит не стоит ему ее навязывать, не стоит его вечно одергивать, поправлять, говорить о том, что он делает неправильно.
Но что же делать, когда ситуация прямо противоположная? Что делать, когда ребенок просит вашей помощи, говорит о том, что ему трудно, когда он не справляется с заданием, каким-либо делом?
Правильно ли это игнорировать просьбу о помощи, предоставляя возможность ребенку самому решить проблему? Как стоит поступить в этом случае?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним о том, как дети чему-то учатся, чем-то овладевают.
Вы же наверняка замечали, что в каждом возрасте ваш ребенок какие-то дела может делать самостоятельно и ваша помощь ему не требуется, а другие дела для него очень трудны и без помощи взрослых ему не справиться, а есть и те дела, которые даже при поддержке взрослых ему не сделать.
Все то, что ребенок пока еще не может сделать самостоятельно, но сможет сделать вместе со взрослым – это зона его ближайшего развития, как писал знаменитый русский психолог Л.С. Выготский.
Все то, что сегодня ребенок делает вместе с вами, он скоро научится делать самостоятельно, без всякой вашей помощи. Таким образом, в процессе совместного выполнения сложных дел родителями и детьми, расширяется круг умений ребенка.
Поэтому, познавая окружающий мир совместно с родителями, ребенок чувствует себя более успешным, уверенным в себе, сильным, способным. Отсюда следует вывод о том, что отказывать ребенку в помощи, когда он в ней нуждается, когда ему трудно – ошибочно.
Порой мы, родители, считаем, что наш отказ в помощи – это всего лишь мотивация ребенка к переходу на более высокий уровень действий, понукание его в направлении к ответственности, настойчивости, упорству в достижении целей. Однако, такая мотивация имеет и обратную сторону.
Стоит помнить, что если мы зачастую оставляем ребенка один на один с проблемой из «зоны его ближайшего развития», то он постоянно сталкиваясь с неудачей самостоятельно овладеть еще трудным для него решением проблемы, постепенно свыкается с тем, что «ничего у него не получится», а значит «и пробовать не стоит».
Попросту ребенок разуверится в себе и своих возможностях и потеряет исследовательский интерес, свойственный детям, из-за становящейся хронической, неуверенности в себе.
Поэтому, если ребенок просит вас ему помочь, откликнитесь на его просьбу и предложите ему сделать это дело вместе с вами – научите его этому делу и, вскоре, он сделает нечто подобное сам. Берите во внимание и то, что вы делаете совместно только ту часть работы, с которой самостоятельно он справиться не в состоянии, а все остальное ваш ребенок выполняет сам.
Инициативность ребенка, желание учиться чему-то новому, важно беречь и хранить, важно подкреплять его желание расширять круг тех дел, которые ему под силу. Но как же эту активность в делах сохранить и развить в ребенке, а не истребить ее на корню.
Ведь нередко можно услышать от недовольных родителей о том, что их ребенок совершенно не хочет ничему учиться, не хочет ничего делать. А все почему? Потому что, чаще всего, родители сами виноваты в том, что ребенок пассивен.
Это происходит тогда, когда родители систематически делают дела за ребенка, говоря «дай сюда, я быстрее сделаю; ну, кто так делает, это неправильно – иди, поиграй, а я сама (сам) разберусь», - и все в этом же духе.
А еще такое происходит, когда взрослый слишком рано перестает помогать ребенку в выполнении какого-либо трудного дела или наоборот, слишком долго контролируете, не давая ребенку возможности сделать дело самостоятельно от начала до конца, постоянно контролируя процесс. Так и угасает активность ребенка, его стремление пробовать новое.
Поэтому, дорогие родители, проявляйте терпение и помните, что когда-то вы сами всему учились постепенно и во многом вам помогали ваши собственные родители, а теперь пришел ваш черед быть помощниками и учителями для своих собственных детей.
Пячките Дарья Викторовна
https://www.b17.ru/radiowave21/
Комментариев нет:
Отправить комментарий