Далеко не все дети видели ходики с кукушкой. Поэтому перед сказкой надо показать
детям картинки из и-нета с такими вот ходиками и рассказать, как они работают. Сказки не самоцель, а средство развития ребёнка.
Развития психологического, но заодно и общего. Поэтому не будем избегать и воспоминаний о тех ходиках, которые тикали у нас на стене в нашем детстве, и если дети заинтересуются разговора об устройстве часов или ещё о чём-нибудь «сверх программы». Пусть материал педагогического общения будет разнообразен, от этого только лучше.
Такие подходики, состоящие в разговоре перед сказкой о каких-либо реалиях, фигурирующих в ней, вообще очень полезны. Во-первых, они «разогревают» детей, подготавливая их к сказке. Ребёнку приятно встретиться с тем, о чём он уже знает, даже если он получил это знание пять минут назад. Во-вторых, разговор о действительно существующих вещах помогает укрепить внимание к сказке как к реальности, во многом пересекающейся с нашей обычной жизнью. Раз бывают ходики, бывает кукушка в них, почему бы ей не проявить внимание к герою сказки?
1. Читаем сказку. Разговоры с кукушкой.
В комнате у Дримдума висели часы-ходики с гирями на цепочках. Очень старые часы, заслуженные. Вот только ходили как хотели. Время, конечно, показывали, но какое-то нездешнее. Странное время. Может быть, даже иностранное.
Но в какой стране сейчас такое время никто не знал. Хотя Дримдум не забывал подтягивать гири на цепочках, чтобы они двигали часовой механизм. Ведь без этого ходики не ходили бы и не показывали бы никакого времени.
Впрочем, Дримдум совершенно не переживал, что у него в комнате какое-то непонятное время, хотя все, кто заходил туда, очень удивлялись странным часам.
Дело в том, что кроме времени в часах ещё жила кукушечка.
Когда-то она выскакивала из-за маленькой дверцы в ходиках каждый час и исправно твердила своё «ку-ку». Потом часы стали работать странно, и кукушечка перестала выглядывать. А потом...
Это случилось, когда Дримдум сидел в своей комнате и горевал, что никто его не понимает. Тут-то и открылась дверца на ходиках, высунулась кукушечка и спросила:
- Тебе, наверное, грустно?
Сначала Дримдум даже не понял, кто с ним разговаривает. А когда понял, то не удивился, только буркнул:
- Разве не видишь, что не весело?
- Вижу, - кивнула кукушечка. - Поэтому и высунулась. Между прочим, я совершенно не обязана это делать.
- Ну да, - угрюмо ответил Дримдум. - И правильное время часы не обязаны показывать?
- Ой, тебе это важно? - удивилась кукушечка. - По-моему, есть вещи гораздо интереснее, чем правильное время. Например, понимают тебя те, кто рядом, или не понимают.
Вот я бы с удовольствием послушала о том, какие у тебя друзья, чем ты любишь заниматься, какие особые мысли тебе в голову приходят. Расскажешь? И надо же - Дримдум рассказывал кукушечке о том, о чём не говорил никому другому.
Ведь она так внимательно слушала, с таким пониманием ему поддакивала (вернее, подкукукивала), что хотелось говорить обо всём, что накопилось на душе. И не думать при этом ни о правильном времени, ни о неправильном.
Время от времени Дримдуму предлагали заменить его старые ходики на новые исправные электронные часы.
- Понимаешь, - говорили ему, - у этих часов одной батарейки хватает на целый год. Не надо гири подтягивать. И время всегда самое точное, не какое-нибудь иностранное.
Дримдум пожимал плечами и качал головой. Он знал, что никому не объяснишь, в чём тут дело. Никто не поверит, что кукушечка из ходиков оказалась самой внимательной и понимательной из тех, кому Дримдум рассказывал что-нибудь о своей жизни.
2. Размышление о прочитанном: "Никто меня не понимает"
Ребёнку трудно бороться за понимание: он ещё не располагает теми многочисленными средствами, которыми люди постепенно обзаводятся с возрастом.
Детское ощущение одиночества и всеобщего непонимания может быть очень острым. Поэтому, дети так ценят любое оказанное им внимание, хотя бы внимание кукушечки из ходиков.
Но наше дело приучать ребенка к мысли, что и ЕГО собственное внимание, ЕГО готовность к пониманию может для кого-то оказаться очень важным. То есть, ребёнку естественнее пережить эту сказку с точки зрения Дримдума, но полезнее - с точки зрения кукушечки.
Предложите ребенку разыграть эту сказку в лицах. Пусть каждый из вас выступит сначала в роли Дримдума а затем кукушечки. После того, как игра будет закончена или на следующий день (на ваше усмотрение), задайте ребенку вопросы по сказке, прочитанной ранее.
Возможные вопросы
• Приходилось ли тебе видеть часы с гирями?
• Приходилось ли тебе переживать, что никто тебя не понимает? Как, по-твоему, о чём говорила кукушечка: «Есть вещи гораздо интереснее, чем правильное время»? Можешь назвать две-три таких вещи?
• Что тебе интереснее в разговоре: чтобы тебя слушали, поддакивая, или чтобы что-то обсуждать вместе?
• Любишь ли ты слушать другого человека?
• Кем бы тебе хотелось быть в этой сказке: Дримдумом или кукушечкой?
• Как ты думаешь, интересно было бы Дримдуму, если бы кукушечка стала ему рассказывать про себя? А тебе это было бы интересно?
• Хотелось бы тебе иметь такие испорченные часы с такой странной кукушечкой? Или правильнее было бы их починить?
• Как лучше утешать того, кто переживает? Рассказать ему что-нибудь? Разговорить его и выслушать? Или ещё как-нибудь? Как?
• Почему Дримдум никому не рассказывал про кукушечку?
3. Творческое задание.
Предложите ребенку нарисовать рисунок к сказке, как Дримдум беседует с кукушечкой, или сделать поделки из пластилина на эту тему.
P.S. Вы можете подписаться на "Уроки понимания, принятия и сочувствия" и получить все уроки себе в почтовый ящик. Подписаться на уроки вы можете здесь:
Развития психологического, но заодно и общего. Поэтому не будем избегать и воспоминаний о тех ходиках, которые тикали у нас на стене в нашем детстве, и если дети заинтересуются разговора об устройстве часов или ещё о чём-нибудь «сверх программы». Пусть материал педагогического общения будет разнообразен, от этого только лучше.
Такие подходики, состоящие в разговоре перед сказкой о каких-либо реалиях, фигурирующих в ней, вообще очень полезны. Во-первых, они «разогревают» детей, подготавливая их к сказке. Ребёнку приятно встретиться с тем, о чём он уже знает, даже если он получил это знание пять минут назад. Во-вторых, разговор о действительно существующих вещах помогает укрепить внимание к сказке как к реальности, во многом пересекающейся с нашей обычной жизнью. Раз бывают ходики, бывает кукушка в них, почему бы ей не проявить внимание к герою сказки?
1. Читаем сказку. Разговоры с кукушкой.
В комнате у Дримдума висели часы-ходики с гирями на цепочках. Очень старые часы, заслуженные. Вот только ходили как хотели. Время, конечно, показывали, но какое-то нездешнее. Странное время. Может быть, даже иностранное.
Но в какой стране сейчас такое время никто не знал. Хотя Дримдум не забывал подтягивать гири на цепочках, чтобы они двигали часовой механизм. Ведь без этого ходики не ходили бы и не показывали бы никакого времени.
Впрочем, Дримдум совершенно не переживал, что у него в комнате какое-то непонятное время, хотя все, кто заходил туда, очень удивлялись странным часам.
Дело в том, что кроме времени в часах ещё жила кукушечка.
Когда-то она выскакивала из-за маленькой дверцы в ходиках каждый час и исправно твердила своё «ку-ку». Потом часы стали работать странно, и кукушечка перестала выглядывать. А потом...
Это случилось, когда Дримдум сидел в своей комнате и горевал, что никто его не понимает. Тут-то и открылась дверца на ходиках, высунулась кукушечка и спросила:
- Тебе, наверное, грустно?
Сначала Дримдум даже не понял, кто с ним разговаривает. А когда понял, то не удивился, только буркнул:
- Разве не видишь, что не весело?
- Вижу, - кивнула кукушечка. - Поэтому и высунулась. Между прочим, я совершенно не обязана это делать.
- Ну да, - угрюмо ответил Дримдум. - И правильное время часы не обязаны показывать?
- Ой, тебе это важно? - удивилась кукушечка. - По-моему, есть вещи гораздо интереснее, чем правильное время. Например, понимают тебя те, кто рядом, или не понимают.
Вот я бы с удовольствием послушала о том, какие у тебя друзья, чем ты любишь заниматься, какие особые мысли тебе в голову приходят. Расскажешь? И надо же - Дримдум рассказывал кукушечке о том, о чём не говорил никому другому.
Ведь она так внимательно слушала, с таким пониманием ему поддакивала (вернее, подкукукивала), что хотелось говорить обо всём, что накопилось на душе. И не думать при этом ни о правильном времени, ни о неправильном.
Время от времени Дримдуму предлагали заменить его старые ходики на новые исправные электронные часы.
- Понимаешь, - говорили ему, - у этих часов одной батарейки хватает на целый год. Не надо гири подтягивать. И время всегда самое точное, не какое-нибудь иностранное.
Дримдум пожимал плечами и качал головой. Он знал, что никому не объяснишь, в чём тут дело. Никто не поверит, что кукушечка из ходиков оказалась самой внимательной и понимательной из тех, кому Дримдум рассказывал что-нибудь о своей жизни.
2. Размышление о прочитанном: "Никто меня не понимает"
Ребёнку трудно бороться за понимание: он ещё не располагает теми многочисленными средствами, которыми люди постепенно обзаводятся с возрастом.
Детское ощущение одиночества и всеобщего непонимания может быть очень острым. Поэтому, дети так ценят любое оказанное им внимание, хотя бы внимание кукушечки из ходиков.
Но наше дело приучать ребенка к мысли, что и ЕГО собственное внимание, ЕГО готовность к пониманию может для кого-то оказаться очень важным. То есть, ребёнку естественнее пережить эту сказку с точки зрения Дримдума, но полезнее - с точки зрения кукушечки.
Предложите ребенку разыграть эту сказку в лицах. Пусть каждый из вас выступит сначала в роли Дримдума а затем кукушечки. После того, как игра будет закончена или на следующий день (на ваше усмотрение), задайте ребенку вопросы по сказке, прочитанной ранее.
Возможные вопросы
• Приходилось ли тебе видеть часы с гирями?
• Приходилось ли тебе переживать, что никто тебя не понимает? Как, по-твоему, о чём говорила кукушечка: «Есть вещи гораздо интереснее, чем правильное время»? Можешь назвать две-три таких вещи?
• Что тебе интереснее в разговоре: чтобы тебя слушали, поддакивая, или чтобы что-то обсуждать вместе?
• Любишь ли ты слушать другого человека?
• Кем бы тебе хотелось быть в этой сказке: Дримдумом или кукушечкой?
• Как ты думаешь, интересно было бы Дримдуму, если бы кукушечка стала ему рассказывать про себя? А тебе это было бы интересно?
• Хотелось бы тебе иметь такие испорченные часы с такой странной кукушечкой? Или правильнее было бы их починить?
• Как лучше утешать того, кто переживает? Рассказать ему что-нибудь? Разговорить его и выслушать? Или ещё как-нибудь? Как?
• Почему Дримдум никому не рассказывал про кукушечку?
3. Творческое задание.
Предложите ребенку нарисовать рисунок к сказке, как Дримдум беседует с кукушечкой, или сделать поделки из пластилина на эту тему.
P.S. Вы можете подписаться на "Уроки понимания, принятия и сочувствия" и получить все уроки себе в почтовый ящик. Подписаться на уроки вы можете здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий