четверг, 1 ноября 2012 г.

Урок понимания, принятия и сочувствия 1.

Сказка 1. Червячок с пониманием

Перед чтением первой сказки, вам необходимо сделать небольшое вступление и рассказать ребенку о том, что вы ему сейчас прочитаете первую сказку о червячке Игнатии. 

Червячок Игнатий - это не просто дождевой (то есть земляной) червячок, а очень понимающий. Ему есть о чём поговорить с каждым, кого он встречает в жизни. И все, кто с ним общается, чувствуют, что он их понимает. 

Всё дело в том, что червячку Игнатию любой собеседник ИНТЕРЕСЕН. Он любит расспросить его, посочувствовать, подумать, чем можно помочь в затруднительной ситуации. Он может обнаружить кого-нибудь необычного даже там, где мы и не заметим. 

Как раз это и произошло в сказке, которая идёт ниже. Червячок Игнатий рыхлит не только землю. Он рыхлит ещё и почву нашего общения - как и все мы, когда интересуемся друг другом, стараемся друг друга понять и друг другу посочувствовать.

1. Читаем сказку. Дождевой, земляной, воздушный, солнечный.

Наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть. Весной, летом и осенью у него было много работы. Ведь он был дождевым червячком и занимался очень важным делом. Он рыхлил землю.

Если землю не рыхлить, она становится плотной и твёрдой. В такой земле корешкам трудно расти, дышать и добывать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в которой между земляными крупинками много воздуха и влаги.

Люди рыхлят землю особыми машинами или лопатами. Но у них не получается нормальных крупинок. Лучше всего рыхлят землю дождевые червячки. Они делают её пушистой и удобной для растений.

Этим и занимался червячок Игнатий. Он рыхлил землю замечательно. Вокруг его норки росли самые красивые цветы, самая зелёная трава, самые густые кусты и самые высокие деревья. Такая пушистая и удобная для растений была там земля.

Так вот, однажды, наработавшись, червячок Игнатий решил передохнуть. Он вылез наружу, и тут как раз пошёл дождик. Червячок Игнатий очень любил дождик, как и все дождевые червячки. Он растянулся на земле и с наслаждением мок. Но одна из струек дождя стала щекотать его так, что червячок Игнатий никак не мог от неё увернуться.

- Щекотно, щекотно! - засмеялся червячок Игнатий. - Зачем меня так щекотать? Как будто со мной водяной червячок играет!

И вдруг струйка заговорила:

- А я и есть водяной червячок. Сейчас я лечу с тучи. Потом я поползу, потеку по земле, потом в землю - и буду там поить всякие корешки. Конечно, если земля рыхлая, а то самому мне прорыть её трудно.

- У меня здесь земля очень рыхлая, - с гордостью сказал червячок Игнатий. - Своё земляное дело я делаю так, что Вы, водяной червячок, можете смело делать своё водяное дело. А как Вас зовут?

Водяной червячок забулькал от удовольствия:
- Буль-буль! Буль-буль! Меня зовут Буль-Буль! А Вы, наверное, червячок Игнатий. В нашей туче про Вас рассказывали разные удивительные истории. А теперь мне пора. Дождик кончается. Пора отправляться вглубь.

Водяной червячок превратился в тоненький ручеёк и впитался в землю.

«Значит, не такой уж я дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Буль-Буль гораздо дождевее меня. Ведь он занят водяным делом. Нельзя же называться дождевым только потому, что от дождя приятно».

Дождь кончился, сквозь облака проглянуло солнышко, и червячку Игнатию приятно было погреться после купания. Вот только один из солнечных лучиков стал подогревать его так, что червячок не выдержал и взмолился:

-Пожалуйста, солнечный лучик, не будьте таким приставучим. Вы такой жаркий, а увернуться от Вас почему-то не получается.
Вдруг лучик ответил:

- Я просто играл с Вами, червячок Игнатий. Я ведь тоже червячок, только огненный. Меня зовут Жар-Жар. Я согреваю землю и даю свет растениям.
- Простите, - сказал червячок Игнатий, - что я не признал вас за червячка. Вы такой прямой! Хотя и я могу вытянуться в струнку.

- Не надо вытягиваться передо мной в струнку, червячок Игнатий, - сказал лучик, то есть огненный червячок. - Вам нужно быть гибким для вашей земляной работы. А мне пора заняться своей огненной работой. Надо посветить вон на тот одуванчик.

И огненный червячок скользнул в сторону.

Не успел червячок Игнатий подумать о новом знакомстве, как почувствовал лёгкий ветерок. Ветерок подул с одной стороны, потом с другой, а потом сказал:
- Между прочим, я тоже червячок. Воздушный. И зовут меня Дув-Дув. Я занимаюсь воздушной работой: несу воздух туда, где он нужнее. И я рад познакомиться с Вами, червячок Игнатий. Вы ведь известный земляной червячок.

- Как вы сказали? - удивился червячок Игнатий. - Земляной, а не дождевой?
- Конечно, земляной, - подтвердил невидимый Дув- Дув. - Вы же земляной работой занимаетесь. А я занимаюсь воздушной работой, и мне пора лететь дальше. Дышать всем нужно. Пока!

«Да, наверное, я больше земляной червячок, чем дождевой, - подумал червячок Игнатий. - Впрочем, дело не в названии, а в том, каким главным делом занимаешься».

Всё-таки ему нравилось называться дождевым червячком. Ведь так приятно полежать под дождём после работы!

2. Размышление о прочитанном: "Своё и чужое"

Перед тем как перейти к тому, чтобы задать ребенку вопросы, приведенные ниже, вам следует сделать небольшое резюме о прочитанном, подготовить ребенку к анализу того, что он узнал из сказки.

Для этого, поговорите с ребенком примерно о следующем: "Как бы ни назывался червячок Игнатий, дождевым или земляным, но он очень человеческий. И те червячки, с которыми он познакомился, тоже напоминают нам о человеческих характерах. У каждого из них свои особенности, своё неповторимое занятие.

Может быть, и среди людей, среди детей, которых мы с тобой знаем, есть разные характеры. Как ты думаешь, кто из твоих знакомых больше земляной и усердный? Кто - текучий и плескучий? Кто - воздушный и полётный? Кто - жаркий и темпераментный? 

Получается, что все мы разные. Как ты считаешь, в чём это проявляется? А как тогда возможно добиться взаимопонимания, что ты на это скажешь? 

Как ты думаешь, эти особенности характера (усердие, текучесть, легкость и пылкость) могут быть чем-то полезны? А чем? ".

Затем, следует перейти к обсуждению самой сказки.

Возможные вопросы:

• Чем ты любишь заниматься больше всего?
• Какое главное дело было у червячка Игнатия?
• А у водяного червячка Буль-Буля?
• А у огненного червячка Жар-Жара?
• А у воздушного червячка Дув-Дува?
• Были ли чем-нибудь похожи эти четыре червячка? Чем? Бывают ли люди такими разными, как эти червячки?
• Могут ли люди заниматься одним и тем же, но сильно отличаться друг от друга?
• Знаешь ли ты, каким должен быть тот, кто тебе нравится? Можешь описать его свойства?
• Твои друзья - они одинаковые или непохожие? 

3. Творческое задание.

Вы можете предложить ребенку на выбор:
1.  нарисовать червячка Игнатия, Буль-буля, Жар-Жара, и Дув-дува.
2. изготовить этих червячков из подходящего материала (пластилина, ленточек, фольги, полиэтилена, лоскутов. цветной бумаги и т.д.).

Затем обязательно поговорите с ребенком о его поделке, договоритесь с ним куда ее повесить или поместить.

Пояснения к занятию.

Чтение сказки. Читая ребенку сказку, мы создаем необходимые условия для того, чтобы ребенок смог свободно погрузиться в мир, создаваемый сказкой. Уже в момент прочтения сказки, у ребенка могут возникнуть некоторые вопросы или вы сами захотите что-то поясни. 

Делайте это смело, не бойтесь сделать паузу, поговорите о том, на что обратил внимание ваш ребенок или вы, а потом продолжайте чтение.

Размышление о прочитанном. Эту часть задания можно делать сразу, а можно и через какое-то время, даже на следующий день. 

Если вы переходите к этой части занятия через какое-то время, то сначала нужно ребенку напомнить о прочитанном, пересказать сказку кратко своими словами, способствуя тому, чтобы он продолжал пересказ вместе с вами.

Затем следует перейти к тем вопросам, что приведены ниже сказки. Однако, вы можете и сами придумывать свои вопросы, можете использовать только часть данных нами. 

И, пожалуйста, будьте терпеливы, помните о том, что вы не экзаменуете ребенка, вы просто стараетесь уяснить для себя что воспринял ребенок из прочитанной сказки, что уяснил и каким образом.

Изобразительное творчество. 
К каждой сказке мы будем давать небольшое творческое задание, которое ваш ребенок может выполнить как один, так и вместе с вами. 

Во время такого творческого процесса ребенок продолжает ее осваивать внутренне. 
У него происходит внутреннее закрепление образа, углубляет его 
восприятие.

Вы можете подписаться на "Уроки понимания, принятия и сочувствия" и получить все уроки себе в почтовый ящик.

Подписаться на "Уроки понимания, принятия и сочувствия":



Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Комментариев нет:

Отправить комментарий