воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Пример "утилизации" детской агрессии.


Давайте посмотрим как  еще может «выходить» агрессия. Вот, например, какая работа получилась у участницы курса «Родительский университет». Эту работу участница выполняла вместе со своим сыном около 7 лет.

Работа интересна тем, что мама здраво подходит как к собственным проявлениям, так и к проявлениям своего ребенка. Глядя на рисунки кажется, что у мамы с сыном разногласий нет, но мама рассказывает, что разногласия у них есть.

Но как же красиво, именно красиво эта женщина говорит со своим сыном, как интересно проходит процесс примирения.  Это какие – то сложившиеся семейные отношения.

Вот первый рисунок – рисунок, нарисованный мамой и сыном на одном листе. Напомню, что этот рисунок создается в молчании и без заранее оговоренной темы рисунка.



Первая картинка выглядит как два самостоятельных рисунка, вполне независимых друг от друга. Малыш четко понял инструкцию и принял ее. Работа прошла легко и без лишнего напряжения. 

Сам рисунок носит контрастный характер напряжения, но при этом ребенок самостоятельно объединил себя и маму. Его инициатива надписи на рисунке разными карандашами дает возможность приближения к нему мамы. 


Мальчик сам подает «маячки», а мама чутко их улавливает. И напряжённость рисунка уравновешивается.

А вот второй рисунок – «Войнушка». Это рисунок, который создается сразу после второго. Лист делится на две части, рисуется оружие, и прямо на листе начинаются военные действия.



Рисунок войны производит довольно агрессивное впечатление. И так и было бы, если бы не одно но. Мама рассказала о том, что каждый поставил защиту на свои пушки, что снаряды хоть и стреляют, но не могут повредить.

Это стало ценным наблюдением в этих отношениях про агрессию. Это значит, что мама и сын могут друг на друга злиться, но не разрушают друг друга своей агрессией. 

Как будто у каждого стоит защита. Реакция видна, а вреда она не наносит. Для меня это стало ключевым моментом в их работе. Про какую-то бережность.

Тогда я подумала, как этой маме удалось передать это бережное отношение. Только личный пример какой-то. Возможно, здравый подход. Но, я стоя апплодировала.

И вот каким получился третий рисунок – еще один «молчаливый» рисунок, нарисованный сразу после «Войнушки».



Третий рисунок тоже интересен.  Работы снова самостоятельны, не сливаются, но объединяются.  При том, что сюжет мирный, не такой агрессивный, как на первой картине, можно говорить, что проявлений агрессии хватило на столько, чтобы уравновесить внутреннее состояние.

И мальчик не просто рисует, а рисунком рассказывает историю. Очень интересную, символичную историю. Мальчик рисует коричневым карандашом (в первом варианте использовался черный цвет), агрессивные линии так же ушли из рисунка.

Мальчик рассказал историю о том, что нарисовал: «Наверху стоит мусор, его много, а внизу стоит человек и удивляется: «Ух ты, как много мусора!»

Вот так могут дети удивляться агрессии. Вот хороший пример выхода из ситуации агрессии и ее утилизации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий