воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Урок доброты № 2. Как помочь ребенку научиться по-доброму относиться к людям?

1.  «Хитрые вопросы». 


Для проведения занятия хорошо использовать игрушку - перчатку или игрушку из пальчикового театра. Можно использовать любую мягкую игрушку. 

В зависимости от того, игрушка какого животного у вас есть, придумайте ему добрую кличку. У нас в примере использована игрушка собаки.


«Малыш, к нам сегодня снова пришел в гости пес Барбос со своими хитрыми вопросами. Помоги мне, пожалуйста, в них разобраться и найти правильные ответы»:


1.         Добрые дети обязательно много капризничают и любят не слушаться взрослых. Правильно это или нет? А какие детки так поступают? (капризки, неслухи; добрые детки отзывчивы и имеют совесть, они помогают другим и понимают что хорошо, а что плохо).

2.         Добрые люди чаще всего не говорят правду, могут солгать. Правильно ли это? А кто так поступает? (лгунишки, обманщики; добрый тот, кто честен).

3.         Злые детки и взрослые с радостью общаются с детьми, умеют хорошо дружить. Правильно ли это? А кто так поступает? (добрые люди, они дружелюбны).

4.         Когда тебе плохо, тебя кто-то обидел, то добрые люди тебя огорчат еще больше. Правильно ли это? Кто так поступает? (добрый утешит, скажет ласковое или доброе слово, а злой огорчит).

5.         Любовь – это редкое качество, и она доступна только людям … каким? Правильно, добрым, только добрые люди могут по - настоящему любить.


  1. «Динамическая пауза». 
Мама предлагает малышу погулять вместе с ней на лугу. Они встают друг напротив друга. Основой игры станет песня «На лугу, на лугу…»
   
Мама начинает:

На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…

Ребенок: КОНИ.

Кони? Нет, не кони.

Ну-ка, малыш, давай представим, что мы лошадки, встанем друг за другом, потихоньку побежали и повторяй за мной:

И-го-го, и-го-го, понеслись мы далеко! – мама с ребенком двигаются по кругу с этими словами.

Остановились. Повторяй за мной и топай ножками:

Цок-цок-цок, цок-цок-цок, поскакали на мосток! – мама и ребенок ритмично топают ногами.

Малыш, продолжим нашу песенку.

На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…

Ребенок: КОЗЫ.

Козы? Нет, не козы.

Давай вспомним как кричат козлята: «Ме-ме-ме, ме-ме-ме!».
Теперь давай устроим хор маленьких козлят, которые кричат нежно, протяжно, зовут маму: «Ме-ме-ме, меме-ме, ме-ме-ме-ме-ме!!!»

А теперь приготовь свои маленькие рожки, давай по бодаемся как козлики и по скачем как маленькие игривые козлики.

Теперь продолжим нашу песенку.
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…

Ребенок: КОРОВЫ!

Коровы? Правильно, коровы! Пейте дети молоко будите здоровы.

Ну-ка, малыш, подскажи мне как разговаривают коровки? Правильно, «му».


  1. Логоритмическая игра «Конь».

«Малыш, - говорит мама, - послушай, пожалуйста, как конь рассказывает о себе,  двигайся вместе со мной, и договаривай слова.»

Цок-цок-цок стучу копытом
ритмично двигать ногой.

«Ш-ш-ш», как ветер я лечу.
потирать ладонь о ладонь.

Все дороги мне открыты.
постукивать ладонями по ногам.

Все увидеть я хочу.
кивать головой.

«У-у-у» - гуляет ветер.
руки поднять вверх, поводить в разные стороны.

Капли падают дождя.
щелкать пальцами.

Обжигает зноем солнце.
поглаживать ладонями руки

Это лишь бодрит меня.
ритмично топать ногами.


  1. Сказка про ежа.

«Малыш, а теперь давай сядем за стол. Я дам тебе раскраску и карандаши, ты будешь раскрашивать ежика и слушать сказку, которую я буду тебе рассказывать» (Распечатайте ежика из Приложения 1).

Жил да был в лису Ежик-портной. Ни минутки у него свободной не было: то зайки просили шубки на зиму новые сшить, то белка решила шапочкой обзавестись.

Даже кустам и деревьям помогал наш Ежик. Обдерет кто-нибудь кору. Оборвет листья – плачут деревья и кусты, зовут Ежика. Пришьет он кору и листь на место – и все тут же прирастает. Все думали. Что иголки и нитки у ежика волшебные. А на самом деле Ежик использовал свои иголки, а ниточки ему паучки лесные ткали.

В один день заказов у ежика было так много. Что он из сил выбился.

Уже стемнело, когда Ежик добрался до оврага, где его ждала Олениха. Ее олененок заигрался и задел боком острый сучок. Мама очень волновалась за сына и, увидев ежика, проговорила:

- Уходи отсюда, неизвестный зверь, здесь мой сыночек лежит, у него шкурка порвана. Мы ежиху ждем.

- Ты что не узнала меня олениха? – удивленно ответил ежик.

- Ой, извини, обозналась я. Да и немудрено это: я привыкла. Что ежи с иголками ходят, а у тебя одна-единственная иголка с мотком паутины посреди спины торчит.

Тут понял ежик, что все свои иголки истратил, но переживать было некогда.

Олененок лежал, закрыв глаза, и стонал. Ежик выдернул свою последнюю иголку, вдел в нее паутинку, и через минуту шкурка олененка была аккуратно зашита.

Мама-олениха облизала рану теплым языком, и вскоре олененок открыл глаза.

- Мама, - сказал он, - у меня больше не болит бок.

Тут олененок заметил ежика и с удивлением посмотрел на него:

- Мама, а это кто: хомяк или суслик?

Олениха сердито шикнула на него:

- Это ежик. Он тебе шкурку зашил. Вместо того, что бы говорить глупости, лучше скажи ему спасибо.

- Мама, я же не знал, что ежи такими бывают. Я думал, что они все в иголках …

Ежик не дослушал олененка и ушел. Ему стало очень грустно, он спрятался под густой елью и тихо  заплакал. Красавица-ель покачала пушистыми ветвями и спросила:

- Ежик, ты почему плачешь?

- Я сам себя обидел! Все иголки истратил на шитье и превратился в зверя невиданного, которого никто не узнает. А ты, ель, как догадалась, что я - ежик?

- У нас, деревьев, особое чутье, поэтому я тебя никогда ни с кем не спутаю. А горю твоему помочь нетрудно: не только у тебя одного иголки растут, - ласково добавила ель и встряхнула своими ветвями.

Ежик ощутил покалывание и осторожно потрогал спинку. Еловые иголки облепили его со всех сторон. Он поблагодарил ель и побежал домой, радуясь. Что теперь снова сможет помогать обитателям леса.

Зайчонок, попавшийся ему навстречу, восхищенно воскликнул:

- Ой, Ежик, какая у тебя красивая шубка стала: игольчатая и пушистая!

А шили эти новые иголки еще лучше прежних и помогли ежику сделать еще немало добрых дел!

- Малыш, ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Каким был ежик? (добрым, добросердечным, дружелюбным, сострадательным, отзывчивым).

- Как он помогал обитателям леса?

- Кто помог ежику, когда ему стало грустно и обидно? (елка)

- Какие качества проявила елочка по отношению к ежику? (сострадание, дружелюбие, отзывчивость, помощь).


  1. «Чаша доброты».

«Малыш, а теперь, пожалуйста, положи в коробку фломастеры, отодвинь свои листочки и послушай, что я тебе расскажу.

Представь, что здесь перед нами стоит чаша. Чаша – это не чашка. Чаша похожа на высокую и широкую вазу, она может быть с ручками и на ней изображены различные узоры.

Так вот такая расписная, узорчатая чаша стоит перед нами … и каждый из нас ее видит по - особому. Она именно того цвета, которого бы ты хотел … на ней именно тот узор, который тебе нравится …

Посмотри, какая замечательная у нас чаша! А теперь, представь, что она наполнена самым вкусным и чудесным в мире напитком. Представь, что рядом с твоей полной чашей стоит другая, чужая и она пустая.

Представь, как ты отливаешь из своей чаши в пустую, ты делишься с кем-то тем, что есть у тебя, ты поступаешь добросердечно, ты кому-то в этот момент помогаешь.

Представь, что рядом с твоей чашей появилось много других, пустых чаш …, отливай из своей в пустые, проявляй помощь и заботу.

А сейчас посмотри в свою чашу. Она снова полна до краев. Чем больше мы доброты отдаем, тем больше ее в нас прибывает, тем добрее мы становимся.

Пользуйся всегда своей чашей доброты и добро в тебе не иссякнет. А на добро люди всегда отвечают добром. Помни, твоя чаша доброты всегда с тобой, и ты решаешь сам (сама), проявлять тебе доброту   или воздержаться.

Помни, твое добро всегда живет в тебе!

А теперь, я дам тебе заготовку и пластилин, и ты изготовишь свою чашу доброты».

Ребенок с помощью мамы выполняет раскрашивает вазу пластелином  (Приложение 2).


Приложение 1.


Приложение 2.



Комментариев нет:

Отправить комментарий