четверг, 16 марта 2017 г.

Первые шаги.


Сегодня я хочу вернуться к теме, которую обещала раскрыть ранее – как перестать
самоправдываться, что надо предпринять, и как это делать. Однако, хочу оговориться сразу, что тема эта достаточно обширная и за одну статью ее не раскроишь. А посему, буду я это делать постепенно.

Давайте начнем с того, что точно определим, за что человек ответственен, а вот за что нет. Почему это важно сделать? Ели не определить область будущих изменений, то где тогда эти изменения проводить?

И так, каждый из нас несет ответственность за свои слова, мысли, чувства и действия. Например, вы не по доброму ответили на чью-то критику, замечание, да еще к тому же в ответ на все это внутри вас шевельнулись очень даже неприятные мысли все равно относительно кого, а затем вы от досады или раздражения пнули кошку, или мусорную корзину. 

Так вот, вы в ответственны за то, что подумали, почувствовали и сделали в ответ на услышанное вами. А ваш апонент ответственен за то, что он вам сказал, как впрочем и за то, что его толкнуло на эти высказывания, за свой мотив, который и поспособствовал ему высказаться в отношении вас.

И еще не маловажно уметь разделять ответственность. Представьте такую вот ситуацию, вас просят подать чашку, вы ее протягиваете, но человек неловко ее у вас берет из рук и роняет, чашка разбивается. Кто ответственен за данную ситуацию? 

Ответственны оба. Каждый на 50 %. Почему, спросите вы? По разным причинам. Но, в данной ситуации как минимум участвовало два человека, а поэтому каждый из них имеет некую часть ответственности на себе за происшедшее. И не всегда это пятьдесят на пятьдесят, соотношения бывают разными, но ответственны все участники. Не виноваты, а ответственны.

Если я не виновата, а ответственна, то поразмыслив некоторое время, мне становится понятно где я была и с кем не совсем внимательна, например, следовательно, мне и понятно, что в себе корректировать и в какие моменты. Точка!

А вот если я посчитаю себя виноватой в том, что была не корректна, не внимательна, то это повлечет за собой то, что я провалюсь в «кроличью нору» самообвинений и самокопаний, испорчу себе настроение, лишусь внутреннего равновесия. В итоге, лишусь внутреннего равновесия и зависну в страданиях. 

Но! Так и не пойму, где, когда, почему и какую я допускаю оплошность, а в итоге не приду к тому, что же мне корректировать, что обязательно приведет меня к очередному витку по кругу оплошность – самонаказание – страдание.

И так, мне ясно, за что я ответственна, ясно, что в определенных ситуациях (например, конфликтных) ответственность делиться. А что делать теперь, с чего начать?

В когнитивной психологии есть постулат, что вначале рождается мысль, затем за мыслью приходит окрашивающая ее эмоция, и лишь потом будет действие. Получается,  позитивно будет ваше действие или негативно, зависит от мысли, которая это действие вызовет.

И в чем тут фишка, спросите вы? Да, каждому из нас дан выбор каким быть и как жить, поэтому, если вы все же хотите сменить ползунки самооправдания на зрелую ответственность, то вам и решать, какую ответственность и за что вы выберите. Можно выбрать эгоистический путь и идти напролом сминаю вокруг все и вся. А можно выбрать жить по совести, вести себя интеллигентно и культурно, заниматься формированием цельной личности.

Мы ответственны за свой выбор. Наш выбор определяет наши цели и задачи, а в соответствии с этим мы и подходим к нужным нам изменениям. Если вы выбираете со всей ответственностью следовать за голосом своего эгоизма, то тут и напрягаться особо не надо. Поступай так, как тебе выгодно с ответственностью понимая, что расплата все же будет, тогда нечего на других жаловаться и пенять, придется принять все, как есть.

А если вы все же решитесь заняться своим личностным ростом и попробовать сформировать себя как цельную личность, то тогда вам предстоит в первую очередь позаботиться о том, что бы сформировать свое внутреннее равновесие. 

Поверьте, что держится это внутреннее равновесие  на позитивном представлении о себе и на позитивном своем отношении ко всему, чтобы не происходило вокруг вас.
Как этого добиться? Не просто, но благодаря самовоспитанию можно. Внутреннее равновесие имеет некий фундамент – это ваши мысли, чувства и вызванные первыми двумя действия.

Вспомним пример с критическим высказыванием в ваш адрес, так вот, то, как вы ответите на это высказывание, зависит от того, что вы при этом подумаете, с какой мыслью воспримите критику. Если мысль будет: «Как знать, может быть в этом высказывании есть доля истины? 

Возможно, следует об этом поразмышлять на досуге», - то и реакция ваша будет вполне себе адекватной и спокойной. Но вот если придет мысль: «Что он себе позволяет?! За кого он меня считает?! Да посмотрел бы на себя!!!», - тут жди чего-то раздражительно разрушительного, вполне себе негативного действия.

Только в первом случае результат будет для вас положительным, ибо вы сохраните свое внутреннее равновесие, а во втором весьма неприятным: вы испортили себе настроение как минимум, потеряли равновесие, подумали о себе и о ком-то весьма безнравственно, да и не удосужились выяснить,  критика имела под собой почву или была надуманной. Вот такие они результаты безответственных наших поступков.

Для того, что бы приступить к формированию внутреннего равновесия стоит понять, что его раскачивает, из-за чего вы обычно «выходите из себя», погружаетесь в печальку, тревожитесь, тонете в предательском чувстве вины или впадаете в раздражение или гнев.

Попробуйте поразмышлять некоторое время над ниже приведенными вопросами и постараться записать ответы для себя как можно искреннее:

1.      Какие негативные мысли меня чаще всего посещают по отношению к себе, людям, миру, жизни, делам?

2.      Какие негативные чувства я испытываю чаще всего и по какому поводу?

3.      Какими действиями (или бездействием) я реагирую на ту или иную свою негативную мысль или чувство?

4.      Какими действиями я реагирую на чужие негативные чувства или высказывания, действия?

5.      На кого из окружающих меня людей я реагирую негативно (раздражение, обида, гнев, вина, страх, тревога) и по какому поводу?

 Я уже упоминала о когнитивной психологии, так вот об ошибках мышления много чего написано, много дано методов по их преодолению, у нас в блоге даже существовала рассылка на эту тему. В ближайшее время, в нашей группе в контакте https://vk.com/club21483327 мы обязательно вывесим файл «Ошибки мышления» и одну замечательную книгу по когнитивной психологии. Думаю, что они смогут оказать вам огромную помощь в незаменимом и важном  деле, как создание внутреннего равновесия, что обязательно и будет свидетельствовать о росте вашей ответственности.

Далее я намерена вам рассказать о следующей компоненте внутреннего равновесия – о позитивном представлении о себе и о том, как важно быть собой.

Автор: Гутярь Светлана Владимировна

P.s. С 14 марта начинает работу Школа развития уверенности в себе. Записаться можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2012/05/blog-post_1.html


Другие статьи на эту тему:












Комментариев нет:

Отправить комментарий