среда, 7 мая 2014 г.

Путевка в жизнь

Многие родители, порой не понимают, что им нужно воспитывать в детях и зачем. 

Сегодня многие считают, что если давать ребенку все, что он хочет, разрешать самовыражаться ребенку так, как ему вздумается в любом месте и любым способом, отменить все запреты и ограничения, не расстраивать ребенка и не напрягать его самостоятельностью, то он вырастет высокоразвитой и высокоэффективной личностью.

Но вот беда, на практике получается совсем не тот результат, который ожидают родители от ребенка, «одарившие» его подобным воспитанием.


В той местности, откуда я родом, принято было о воспитании говорить как о «путевке в жизнь», которую каждый разумный и любящий родитель должен был обеспечить своим чадам.

Подумайте сами, какова путевка, такое и путешествие (в нашем случае жизнь), а оно может быть унылым и безрадостным, а может быть ярким, запоминающимся и многообещающим.

Воспитание на самом деле – это не выращивание цветов на подоконнике. Это очень трудоемкий и целенаправленный процесс. Зависит он лишь от осознанности и нравственной зрелости родителя, а так же от готовности последнего бережно, уважительно, с доверием и любовью, постоянно не покладая рук воспитывать свое дитятя от рождения до его совершеннолетия.

Но прежде чем понять то, что необходимо воспитывать родителю в данном ребенке, нужно задаться целью определить и понять для себя, каким бы родитель хотел увидеть своего ребенка примерно лет в 18-20.

Ибо, если не знаешь точки конечного путешествия, не ведаешь, в каком направлении тебе идти, сможешь ли ты это сделать наверняка? И это отнюдь не праздное занятие поразмышлять и представить обоим родителям, каковым они хотят видеть своего сына или дочь к совершеннолетию.

Именно эти представления, сформированные родителями, и определят цели воспитания, и то, что и как воспитывать им предстоит у своего ребенка, дабы сбылись их чаяния и надежды.

Предположим, что вы справились с этим заданием. А далее, вам предстоит строить воспитание вашего ребенка примерно в 9 направлениях. Однако, направления для всех одинаковы, но вот подход предстоит вырабатывать к каждому ребенку индивидуальный исходя из его личностных особенностей и психофизиологических задатков.

С самого рождения ребенка вам предстоит научить его жить упорядоченно, это поможет самому ребенку организовываться и чувствовать себя защищенным, точно зная, что в его жизни все проистекает одно за другим, в незыблемом порядке.

Основа этого – четкий, соответствующий возрасту распорядок жизни ребенка, никогда не меняющийся, разве что в случае крайней необходимости.

Это даст вашему ребенку возможность учиться организовывать свою жизнь, ничего не забывая и не оставляя на потом: вовремя ложится и вовремя вставать, вовремя есть, заниматься, трудиться и играть.

Распорядок жизни, составленный родителями для детей, становится основой для приобщения их к здоровому образу жизни. Ибо качество нашей жизни очень зависит от того какой образ жизни мы ведем: здоровый или нет, пассивный или активный, организованный или дезорганизованный.

Развитию организованности ребенка, как впрочем и здоровому образу жизни, очень поможет приобщение к спорту, или каждодневная зарядка. Если ребенок выработает в себе привычку жить по распорядку, делать зарядку, вести здоровый образ жизни с детства, то он продолжит это делать и в последующие годы своей жизни, что очень положительно скажется на его внутренней активности, организованности и здоровье.

Немаловажно воспитывать в ребенке и чистоплотность, учить ребенка следить за собой и за порядком в своей комнате, в своем гардеробе. Ибо опрятность и чистоплотность располагают к общению, но и не только.

Уменее самостоятельно и вовремя наводить порядок и чистоту делает ребенка ответственным, приучает его следить за своим внешним видом, за состоянием его вещей и рабочего места.

Так же чистоплотность имеет огромное отношение и к поддержанию здоровья ребенка, и к созданию положительного имеджа. И еще, чистоплотность в малом, приведет и к чистоплотности в большем, поможет формированию нравственности ребенка, понимаю того, что чистота внешняя ничем не отличается от чистоты внутренней и чтобы поддерживать и ту и другую, мало одних пожеланий, но необходим еще и личный труд.

Формирование трудолюбия ребенка – это следующее направление прилогания воспитательных усилий родителей. Сейчас часто трудолюбие не в почете в нашем обществе, а зря, ибо без труда, как говорится, не выловишь и рыбку из пруда.

Не зря же говорится, что если ты любишь кататься, то люби и саночки возить. Мы чаще воспитываем в детях любовь к развлечениям и праздности и совсем не преуспеваем в развитии их трудолюбия.

Трудолюбие закаляет человека, делает его выносливее, учит планомерности и организованности, приносит внутреннюю радость по итогу, формирует мотивацию к достижению и движению вперед, развитию и положительную самооценку, доверие к себе и своим способностям.

Поверьте, именно эти личностные качества положительно повлияют на личностный и профессиональный рост вашего чада в будущем.

Следующее направление воспитания – это самостоятельность и ответственность, умение отстоять свою жизненную позицию, принципиальность, умение ставить цели и достигать их. Это уже личностная закалка вашего ребенка и она возможна лишь с развитием воли.

Вот именно ее вам и предстоит закалять и развивать в своем ребенке. Делать это можно по разному, но условия одни – ваш личный пример, уважительное отношение к ребенку, делегирование ребенку его учебных и семейных обязанностей, которые он учиться выполнять самостоятельно и вовремя, контроль за их выполнением. Возможно, я что-то упустила, но главное назвала.

Еще помогает развить ответственность и самостоятельность делегирование ребенку наказания себя социально значимым для него фактором в случае, если ребенок ослушался родителей или совершил безнравственный поступок.

Например, ребенок не вернулся домой вовремя, заигрался с соседским мальчиком, чем заставил вас поволноваться. Посадите своего ребенка на какое-то время на стул и попросите его подумать и ответить вам на вопрос за что вы его наказали таким образом и почему.

Затем, попросите его придумать самому для себя наказание, да такое, чтоб ему ну очень не понравилось. Вы ведь точно знаете, что ценит и любит ваш ребенок, вот пусть он и лишит себя сам этого на какое-то время в напоминание себе, что больше нельзя поступать тем или иным образом.

Поверьте, это куда эффективнее подействует на ребенка, чем наказание, исходящее от вас. Ведь если накажите вы, то он мученик в собственных глазах, а если накажет он сам себя – то он уже не мученик, а просто не разумный парень, который сам с собой странно обошелся и сам себя чего-то хорошего лишил. Зато ребенок очень быстро научится делать выводы о том, что для него полезно, а что нет. И научится отвечать за свои поступки перед вами и перед собой, что положительно скажется на развитии воли и нравственности за одно.

Итак, развитие нравственности – это следующее направление воспитания вашего ребенка. Очень важно научить ребенка понимать где черное, где белое и чем одно отличается от другого. В нравственном воспитании важен ваш пример, ваша жизненная позиция, ваше направление личностного развития.

Ибо нравственность прививают не как систему знаний, а как систему ценностей и убеждений, которой следуют строго и бесповоротно не из-за страха наказания или осуждения, а по велению совести. Вот именно совесть вам и предстоит развивать в своем ребенке и воспитывать.

Здесь помогут и книги, и игры и жизненные ситуации. Поверьте, в любом обществе ценят честных, порядочных, добрых, милосердных, культурных, дружелюбных людей, способных в любой момент прийти на помощь, поддержать, воодушевить, поделиться, помочь, а таковыми людей делают только усвоенные нравственные начала.

Без развитой нравственности воспитать в ребенке культуру общения и отношений не возможно – а это и есть следующее направление воспитания. Культура прививается только благодаря примеру родителей и их целенаправленному и постоянному труду в этом направлении.

Даже если вы сами культурны, но не усердствуете в воспитании ребенка таковым, то он вряд ли усвоит ваше поведение, как положительный для себя образ. Он посчитает, что вы можете быть таковыми, а ему можно быть таким, как он захочет, раз вы не направляете его и не обучаете его этому, вовремя пресекая его далеко не культурные, но так умиляющие вас действия и высказывания.

Поверьте, безнаказанность рождает вседозволенность и если ваш ребенок усвоит, что этот урок, то примерно к пяти-шести годам вам не поздоровиться, вы начнете в первую очередь сами страдать от него, но страдать будет и он, ибо мало ему в жизни не покажется, вряд ли общество примет его таковым с распростертыми объятиями.

Важно воспитать и сформировать у ребенка точное представление о том, что везде в обществе существует некая иерархия, всегда есть некий лидер или главный и есть те, кто ему подчинены тем или иным образом. В мире взрослых людей подчинение существует везде.

Так вот, подчиняться ребенка учат с детства. Причем главное научить его подчиняться естественно, без какого-то внутреннего слома или молчаливого несогласия. Обучение началам подчинения, вхождение в систему иерархии ребенок получает в своей семье.

Именно в семье он усваивает то, что дети подчиняются взрослым и старшим по возрасту, что среди старших есть своя иерархия, что любая иерархия и подчинение целесообразно. Подумайте сами, что будет, если в семье будет полная демократия и дети станут с родителями вести себя как сотоварищи?

В какой-то миг растворятся все границы, исчезнет уважение и наступит тот момент, когда ребенок будет ставить родителей ни во что, испытывая при этом огромный страх и беззащитность перед жизнью и миром. В свет выйдет масса трусливых и обозленных нигилистов и мало нам тогда в сами в таком обществе не покажется.

Следующее направление воспитания – это раскрытие способностей и задатков ребенка, что позволит ему определиться с профессией, найти свое место в жизни и получить удовлетворение от того, что он привносит в жизнь частичку себя, отдает в мир то, что умеет делать лучше всего и что ему нравиться делать больше всего. А это уже называется счастьем.

Для этого вам необходимо предлагать ребенку попробовать себя в различных направлениях и опытным путем вы вычлените то, что получается у него лучше всего и при этом, это приносит ему некое удовлетворение или радость. 

Так, лепку должно сменять чтение стихов, затем может идти рисование, потом усвоение навыков вязание или шиться, работа с деревом и т.д. и т.п. такие занятия родители могут организовывать самостоятельно для своих детей с ранних лет, отмечая.

Что же их малышу дается лучше всего. А потом, возможно отправить ребенка в тот кружок, который будет способствовать развитию тех или иных его способностей и задатков. Помните, каждый человек чем-то одарен в разной степени, просто нужно это выявить, а это подвластно только родителям.

Но не менее важно, воспитать ребенка сообразно его половой принадлежности, дабы девочки стали женственными, а мальчики мужественными, когда придет их час. Мамам необходимо научить девочек строить взаимоотношения с мужчинами и развивать эти взаимоотношения, а папам необходимо передать опыт своим сыновьям в том. Как быть лидером в семье, оберегать и защищать ее целостность.

Думаю, что я раскрыла не все направления, но если воспитывать ребенка даже исходя из того, что я сказала выше, воспитывать постоянно, а не время от времени, постоянно и целенаправленно, бережно относясь к нему как личности, уважая и доверяя, то это принесет свои плоды в свое время.

Именно такое воспитание даст вашему ребенку настоящую путевку в жизнь, поможет ему занять в обществе достойное место и реализовав при этом весь свой внутренний потенциал. Поверьте, именно это и делает нашу жизнь самым захватывающим и многообещающим путешествием.

Гутярь Светлана Владимировна

 P.s. С 10 октября начинает свою работу он-лайн тренинг "Осознанное родительство" приглашаем всех желающих. Узнать подробней и записаться, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2016/09/blog-post_31.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий