среда, 30 апреля 2014 г.

О воспитании. Часть 1.

Подарив ребенку жизнь, мы тем самым, как его родители, обретаем ответственность за его воспитание.

Само по себе воспитание – это еще один из видов нашей человеческой деятельности, которым люди занимались испокон веков. Вот только к этому процессу каждый из нас подходит по-своему, исходя из собственных взглядов на этот трудоемкий и не маловажный процесс.

Очень часто нынешние родители забывают о том, что воспитание должно носить не стихийный, а целенаправленный характер формирования у детей определенных личностных качеств, взглядов и убеждений.

А для этого необходимо последовательно и терпеливо создавать условия для всестороннего развития личности ребенка.

Занимаясь воспитанием мы обычно охватываем три основные направления: умственное, физическое и трудовое.

Под умственным воспитанием понимается, как правило, образованность, усвоение ребенком определенного количества знаний к определенному возрасту. Умственному воспитанию родители по тем или иным причинам уделяют времени порой даже больше чем нужно, сейчас модно считать, что умственное воспитание приоритетно.

На втором месте по важности обычно у родителей стоит физическое воспитание их чада, ибо здоровый образ жизни занимает сейчас в наших умах одно из важных мест. Поэтому родители приобщают ребенка к спорту еще с детства, занимаются его закаливанием, правильным питанием, все эти усилия положительно сказываются на развитии физической формы и выносливости ребенка.

Трудовому воспитанию сейчас отводится одно из последних мест, но все же родители о нем помнят, многие понемногу приобщают свое любимое чадо к труду, хотя не так настойчиво и последовательно, как делают это относительно умственного и физического воспитания.

Трудовому воспитанию родители уделяют внимание время от времени, от случая к случаю и то чаще в виде наказания, некой трудотерапии.

Но только некоторые еще помнят о том, что кроме этих трех видов воспитания существует еще и нравственное воспитание, ему уделяется времени нами, родителями, еще меньшее, чем трудовому воспитанию. А жаль!

Все дело в том, что нравственность - это фундамент развития личности, а любой фундамент закладывается самым первым. Ибо любой дом без фундамента может рухнуть в любой момент под ударами непогоды.

Вот и получается, что если родитель не будет уделять достаточно времени развитию нравственности ребенка, то навредит он в первую очередь самому воспитаннику.

Я однажды услышала, как директор школы говорила одному родителю следующее: «Мы потерпим вашего ребенка 10 лет в стенах нашей школы, вам же придется терпеть его до самой вашей смерти, а вашему ребенку придется жить с самим собой до конца его дней.

Готов ли он к этому? И почему вы, любящие родители уготовили ему таковое?»

Скажите, пожалуйста, с кем жить и дружить лучше, с человеком, твердо знающим что такое хорошо и что такое плохо или с человеком уверенным, что если ему хорошо, то значит хорошо и другим, с человеком различающим добро от зла или с человеком уверенным, что все то и есть добро, когда ему хорошо?

К чему я это, да вот представьте уважаемые родители следующее.

Давно был снят фильм «Республика ШКИД», рассказывающий о том, как Макаренко организовал детский дом для беспризорников. В этом фильме был один интересный сюжет, когда один очень обеспеченный и хорошо устроенный в жизни профессор обратился к Макаренко за помощью – он попросил взять на воспитание их горячо любимого внука.

Макаренко приехал в дом профессора, его пригласили к чаю, внук профессора тоже вышел к столу. К чаю подавали пирожные – большая диковинка в те трудные времена.

Всем разлили чай, бабушка нежно спросила своего горячо любимого внука, какое пирожное тот желает съесть. На что десятилетний мальчик нагло и с нажимом сказал следующую фразу: «Крем со всех!». Бабушка умиленно исполнила его приказание, а все остальные получили лишь то, что осталось после того, как бабушка срезала крем с пирожных.

Вот и получается, что у этого мальчика с самого начала не было сформировано уважение к старшим, уважение к гостям. Он полностью пренебрегал словами старших и их просьбами, он требовал лишь то, что хотел, не взирая на то, разумно и полезно ли это для него.

В фильме Макаренко смог перевоспитать этого «пупа вселенной», но в жизни все происходит не так как на экранах кинотеатров и телевизоров.

К нам очень часто приходят родители с подобными детками, ожидающими от посещения психолога некоего чуда – ребенок все поймет, оценит и станет послушным и уважительным.

Но, как правило, чуда не случается, ибо в первую очередь необходимо принять и понять самому родителю то, что он многое упустил, ему предстоит целенаправленно, последовательно воспитывать в ребенке то, что было упущено.

А это будет сделать не так-то и легко. Ребенок вкусил жизнь, когда ему можно все и именно так, как хочет он. Он будет отстаивать свое желание и дальше жить такой жизнью, он будет сопротивляться нововведениям изо всех своих сил.

Родителю понадобиться не дюжинное терпение, вера в важность своих начинаний, решимость и команда поддержки, иначе все быстро и безуспешно закончиться полным провалом.

Дорогие родители, важно помнить, что если не воспитывать у ребенка нравственность с детства, то, как правило, вырастает он холодным и черствым человеком, руководствующимся лишь тем, что ему все дозволено в этой жизни, что все его желания должны обязательно исполнятся кем-то, что он всегда прав в любой ситуации, и нет ничего важнее, чем то, что считает он таковым.

Как-то так получилось, что прививать детям нравственность мы считаем для себя не самым важным делом, а попросту сказать, мы строим дом без фундамента. Как долго он простоит таковым, а когда упадет, кто будет погребен под ним?

Гутярь Светлана Владимировна
http://raduga-art.blogspot.ru/

Р.s. продолжен набор в группу "В гармонии с телом", первое занятие запланировано на 15 мая. Узнать о курсе подробнее и записаться на первое занятие, можно перейдя по ссылке http://raduga-art.blogspot.ru/2012/06/blog-post_3265.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий